Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

26.11.2020 11:26 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Полвека как один день

Автор: Ирина Черепанова. Фото: arhivugra.admhmao.ru, vk.com/duma_nv

Мы продолжаем публикации рубрики «Юбилей», посвящённой 90-летию Югры, в которой депутаты Думы г. Нижневартовска рассказывают о том, какое место в нашем городе они считают знаковым, и с чем это связано.

С открытием большой нефти Нижневартовск развивался семимильными шагами, внося свой вклад в общее дело, ну, и, конечно, в этом заслуга каждого вартовчанина, кто трудился с полной отдачей, кто состоялся в молодом городе как профессионал и заложил для нас основы всего.

Первая полоса – грунтовая

Ожидаемо, что у Сергея Бакунина, заслуженного работника транспорта РФ, обладателя нагрудного знака «За заслуги перед городом Нижневартовском», самое памятное место в городе — это аэропорт. Практически вся его трудовая жизнь связана с местным авиапредприятием. Рассказывает, что в появлении аэропорта в Нижневартовске ключевую роль сыграло открытие Самотлорского месторождения. В 1970 году Сергей Бакунин работал в Сургутском объединённом авиаотряде, когда для организации Нижневартовского авиапредприятия была отделена авиаэскадрилья – часть самолётов АН-2 и четыре вертолёта Ми-4. Коллега Евгений Болох переезжал в посёлок Нижневартовский на новое место работы начальником службы и пригласил Бакунина с собой.

– Тебя ничего не держит в Сургуте? – вспоминает Сергей Николаевич тот разговор с Болохом.

– Нет, – ответил я ему.

– Давай приезжай в Нижневартовский, – настаивал он. – Будем здесь организовывать службы.

В апреле 1970 года издан приказ о создании Нижневартовской отдельной авиаэскадрильи, а в августе Сергей Бакунин перевёлся в наш небольшой тогда ещё посёлок. Вначале был радиотехником. Потом инженером, старшим инженером службы радионавигации и связи Нижневартовского объединённого авиаотряда.

– Мы молодые, нам интересно осваивать дело новое, для развития Самотлорского месторождения необходимо принимать самолёты, а как, где? – делится Сергей Николаевич. – В аэропорту, который находился в старой части города, была грунтовая полоса. На неё могли посадить в зимнее время тяжёлую технику – АН-12, АН-22, чтобы доставить нефтяникам оборудование. Нужна помощь геологам, жителям района. Вокруг непроходимые тайга и болота. В это же время строится новый аэропорт…

Сергей Николаевич говорит, что поначалу жили они с семьёй в комнате барака, который находился тут же, на территории аэропорта. Это было строение склада, который переоборудовали под жильё. Стоял он на высоких сваях, которые весной оттаяли, и барак поплыл. Ну, разве это беда, когда ты молод. В 1971 году все переехали в новый аэропорт. Ну, кто не знает этого знаменитого снимка – последняя плита аэропорта. И вот, представьте, каковы были масштабы созидательной силы первопроходцев, когда уже в ноябре 1972 года был выполнен первый рейс самолёта Ту-134 по маршруту Нижневартовск – Москва.

Энергии нам не занимать

В нашей работе всё было направлено на развитие предприятия: нужны ресурсы, молодые специалисты, которых руководство искало по училищам гражданской авиации. Это лётчики, техники, гээсэмщики, – продолжает Сергей Николаевич. – Жилья нет. Нефтяники помогали местами в общежитиях. Наши специалисты сидели в балках и вагончиках. Обслуживали самолёты АН-2 и вертолёты Ми-4 на открытом воздухе. Интенсивность, напряжённость, интерес – вот что основное было для нас в работе.

Начинал Сергей Бакунин в должности радиотехника и со временем дошёл до заместителя командира авиапредприятия по организации производства и генерального директора авиапредприятия. Знает свою работу досконально и нисколько не жалеет, что отдал 51 год развитию гражданской авиации в Ханты-Мансийском автономном округе. У него и мысли никогда не было сменить место работы, и он никогда не отсиживался в окопах.

Сергей Бакунин вспоминает коллег – Юрия Редькина, прекрасного вертолётчика, командира лётного отряда, Владимира Смигановского, Арнольда Львова и многих других товарищей, работавших на тяжёлой технике. Приезжали в Нижневартовск люди из разных мест. Было среди них много пилотов, молодых специалистов, энтузиастов своего дела, которые хотели чему-то научиться. У кого не было такого желания — те не задерживались, уходили.

Сергей Бакунин сейчас на пенсии, и ему по-прежнему дорого предприятие. Он гордится тем, что трудился в таком коллективе со многими прекрасными людьми и многому у них научился. С 1976 года работал вместе с Владимиром Пысенком, долгое время возглавлявшим Нижневартовское авиапредприятие. Был у него первым заместителем по производству. С Владимиром Пысенком они хорошо понимали друг друга. Авиапредприятие провело три реконструкции взлётно-посадочной полосы, по итогам третьей в 2005 году нижневартовскому аэропорту был присвоен международный статус. Помогали тогда все, включая соседние города Радужный, Мегион, Лангепас, Покачи и Нижневартовский район. В одной связке были депутаты, руководители администраций, нефтяные генералы. Все понимали, какое большое дело для региона делают, все были настоящими мужиками. Через пять лет «Нижневартовскавиа» идёт дальше. Предприятие зарегистрировано в реестре поставщиков ООН, что позволяло выполнять авиационные работы за рубежом. Экипажи вертолётов авиапредприятия работали в Непале, Сьерра-Леоне, Ираке, Йемене, Индонезии, Афганистане, Кот-д’Ивуаре, Мали и продолжают работать в других странах. Наш аэропорт принимает сейчас все типы самолётов.

Начинать надо с пацанов

Разве это забудешь, что у нас было и что стало, — говорит Сергей Бакунин. – Мы были одной командой. Как не вспомнить Клуб юных авиаторов «Крылья Самотлора», для которого была создана необходимая база. Сейчас все уже знают, что космонавт Сергей Рыжиков – выпускник нашего клуба. После полёта в космос он приехал в Нижневартовск и побывал в гостях у нашего авиапредприятия. Все тогда были рады. Потому что всегда ставили перед собой задачу заботиться о молодёжи, о будущей смене. Мы всегда были открыты с ребятами – всё им показывали, рассказывали, объясняли. Начинать надо всегда с пацанов, я вам так скажу.

Не могла не спросить, а самому Сергею Николаевичу никогда не хотелось в небо? Может, была всё-таки у него такая мечта. Но он ответил просто: «Что такое лётчик без «земли»? Ничто. Как «земля» подготовит технику, специалистов, так и лётчик полетит. И потом, я считаю, что кто-то должен и «землёй» заниматься. Это очень тяжёлая и ответственная функция».

Наше авиапредприятие в разное время называлось по-разному: авиационная эскадрилья, объединённый авиаотряд, сегодня это АО «Нижневартовскавиа» и, несмотря на смену названий, его работников всегда объединяла любовь к своему делу и родному городу. По развитию нашего авиапредприятия мы судили о жизненном ритме города, и он всегда был размеренно бьющимся.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.