Меню

СМИ "Газета Варта-24"

27.10.2020 10:07 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Тепло малой родины в сувенирах

Автор: Ирина Черепанова. Фото из архива центра «Югра – кос».

Сайра Атаманюк демонстрирует на мастер-классе плетение циновки.

Мастер-классы фестиваля ремесленного и декоративно-прикладного искусства «Нижневартовск – сувенирный» были многообразны. Проходили на днях онлайн «ВКонтакте» на площадке главного организатора – Центра реализации культурных программ «Югра – кос». На занятиях пользователей знакомили с изготовлением оберегов, циновок, изделий из глины, ложек из бересты. Фестиваль, имевший национальный югорский колорит, был посвящён Году памяти и славы и 90-летию Ханты-Мансийского автономного округа.

Следим за руками

У частникам нашего проекта «Мы – северяне» он был интересен вдвойне. В нём задействованы наши партнёры – преподаватели Детской школы искусств №2, художники мастерской «Югорский сувенир», и мы были рады, что ещё раз, пусть и на расстоянии, но могли побывать на мастер-классах Руслана Арсланова. Вновь, как заворожённые, наблюдали за движениями его рук, которые колдовали над гончарным кругом и являли на свет тарелку, вазу и даже чайник. Конечно, фестиваль стал для нас продолжением проекта «Мы – северяне», посвящённого культуре и традициям коренных народов Севера и юбилею Югры. Мы, как другие любители декоративно-прикладного искусства, были заранее оповещены о фестивале, и, конечно, увидели на занятиях много нового.

Евгения Потёмкина, директор центра «Югра – кос», ведущий художник мастерской «Югорский сувенир» при ДШИ №2, рассказала, что фестиваль проводился во второй раз, уйти в онлайн пришлось вынужденно из-за ограничений, связанных с коронавирусом, тем не менее, появились на проекте новые участники.

– На это и был расчёт – привлечь к участию больше горожан, чтобы побывали у нас не только мастера, имена которых уже на слуху, но и те, кто делает первые шаги, – пояснила Евгения. – Среди таких желающих родители с детьми. Все они уточняли свою тему, подтверждали участие в том или ином мастер-классе и получали раздаточный материал. Затем открывали ссылку на площадке фестиваля, вслед за мастером повторяли его движения и даже делали свой вариант сувенира. Причём все занятия фестиваля по-прежнему выложены на странице «Югра – кос» и их можно пересматривать.

Евгения говорит, что фестиваль рассчитан на выявление, продвижение художников, мастеров ремесленного и декоративно-прикладного искусства, создающих туристскую сувенирную продукцию, которая будет представлять Нижневартовск, Югру на различных событийных мероприятиях не только нашего города, но и за его пределами. В то же время интерес к фестивалю связан и с тем, что мастера могут пополнить своё портфолио. Участие в «Нижневартовске сувенирном» зачтётся им в других конкурсах. Проект подготовлен на средства Фонда президентских грантов и субсидии администрации

г. Нижневартовска по итогам конкурса общественно значимых проектов социально ориентированных некоммерческих организаций. Фестиваль найдёт также своё продолжение летом в традиционном Городе мастеров, уточнила Евгения Потёмкина.

Ягоды на броши

М ы со своей стороны надеемся, что вновь, как и в дни фестиваля, приедут тогда мастера из Аганского центра национальных промыслов и ремёсел. И мы вживую сможем поучиться у Сайры Атаманюк плетению циновки из камыша, а у Олеси Крюковой – искусству изготовления ложки из бересты. Возможно, будут и другие занятия, которые мастера из Агана проводят для туристов. Это плетение из бисера и плетение коробов из бересты, корневатика (корней кед-

ра). Все материалы сотрудники центра заготавливают сами. Такой работой народы Севера занимались издревле, и для нас аутентичные вещи имеют особую ценность. К тому же ими можно пользоваться в быту. От них исходит подлинное тепло. Были широко представлены на фестивале мастер-классы по изготовлению оберегов. Это кукла Акань северных народов и славянская кукла-скрутка.

Ещё один мастер Ирина Быкова, руководитель дизайн-студии «Ирис», удивила непривычной техникой лемп-

ворка – художественной обработкой стекла в пламени. Мы знали Ирину по серии сувенирной продукции «Акварельный Нижневартовск» – кружки, футболки, открытки, календари. А сейчас она пришла на фестиваль рассказать о том, что это за «лемпворк», которым никто в Югре не занимается. В этой технике мастер делает бижутерию – броши, кулоны, которые представляют собой наши северные ягоды – присыпанная снегом черника, сочно-жёлтая облепиха или морошка, оранжево-огненная рябина. Именно такой яркой сувенирной продукцией Ирина Быкова будет продвигать наш округ.

Ищем и находим общее

Ф естиваль подарил встречу с Татьяной Адамецкой, кандидатом культурологии, членом Союза художников России, преподавателем Нижневартовского государственного университета. Татьяна Адамецкая консультировала наши мастер-классы по изготовлению сувениров для участников проекта «Мы – северяне», и вот сейчас мы можем в очередной раз пополнить свои знания. Она подготовила лекции для фестиваля, и нас особо заинтересовала одна из них – «Сувенирная продукция как средство трансляции ценностей материальной и духовной культуры народов Севера». Татьяна Адамецкая говорила о том, что самая распространённая сувенирная продукция связана с образом человека в виде куклы, которая представлена в разных материалах, техниках, что через орнамент одежды можно понять социальный статус человека, его семейное положение, отношение к родовой группе. Хороши изделия, в которых видим стремление показать природные богатства. Но в то же время преподаватель считает, что в сувенирной продукции сделаны только первые шаги. Мастера часто действуют по стереотипу. Многие останавливаются на внешней составляющей, а можно отобразить движения внутренние, которые разворачиваются во времени и пространстве.

– Культура обских угров насчитывает тысячелетия. На протяжении многих сотен лет она взаимодействовала с разными культурами. Археологи, этнографы, филологи говорят, что есть свидетельства того, что у обских угров были контакты не только с населением славянским, ненецким, но и с народами, ходившими по Великому шёлковому пути. И мы должны знать, как складывались культурные пути эволюции обских угров, – уверена Татьяна Адамецкая.

Не будем подробно пересказывать лекцию кандидата культурологии, чтобы не лишать читателей удовольствия прослушать её самостоятельно. Приведём лишь один прозвучавший факт. Несколько лет назад на территории Нижнего Приобья, в русле реки Сыня, семья манси нашла изделие, которое относится к сасанидскому Ирану – это III-IV века нашей эры. При анализе религиозной системы верований, если говорить об образе Мир-Суснэ-хум (в обско-угор-

ской мифологии седьмой сын Нуми-Торума, посредник на путях живых и мёртвых), также можно вычитать мощный иранский компонент, что отражает глубочайшее взаимодействие на уровне духовной и материальной культуры разных народов. Потому нужно смотреть дальше и глубже. Научный подход может обогатить нас.

Материалы проекта подготовлены на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4