Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

24.01.2020 15:52 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Татьяна – вечно юная студентка

Автор: Материалы полос Риммы Гайсиной, Гули Бессоновой, Ирины Черепановой. Фото из семейных архивов.
Источник: 6-7 полоса

Именины – личный праздник, но не во всех случаях. Татьянины именины отмечают все российские студенты.

 Именно в Татьянин день в 1755 году императрицей Елизаветой Петровной был подписан указ об учреждении Московского университета. Так и стала святая римлянка покровительницей студенчества. Поздравляя знакомых Татьян, мы спросили у них, какими они были студентками.

Верь в себя всегда!

Татьяна Воронова, начальник управления по социальной и молодёжной политике департамента социальной политики администрации Нижневартовска.

Успешно закончила среднюю школу в селе Александрия Благодарненского района Ставропольского края, получила диплом с отличием Ставропольского государственного технического университета по специальности «Юриспруденция». Без отрыва от производства прошла профессиональную переподготовку в Институте переподготовки кадров Уральского государственного технического университета по программе «Стратегический менеджмент» со специализацией «Магистр делового администрирования». И вот уже четверть века Татьяна Воронова успешно трудится в системе органов местного самоуправления.

Историй интересных из студенческой жизни у неё, как и у всех студентов, немало. Но, по словам Татьяны Васильевны, свои «отметины» будущего профессионала, по аналогии с книгой Максима Батырева «45 татуировок менеджера», где речь, конечно, не о традиционных розах и мотивирующих надписях, а о жизненных уроках с «граблями и шишками», она получила ещё в молодости. С тех пор один из них превратила в своё кредо: «Всегда, несмотря ни на что, верь в себя!»

– 1993 год. Сдаём «Криминологию» – дисциплину специальную и сложную, экзамен принимает полковник ФСБ. Он задержался на полтора часа, пришёл недовольный и злой, собрал всю группу в аудитории и объявил: «Кто хочет получить «удовлетворительно» – зачётки на стол и за дверь, оценку ставлю «автоматом!» Оставшимся сказал: «Кто претендует на «отлично» – останьтесь, с каждым по всем билетам проведу экспресс-опрос и по его результатам поставлю оценку, но не гарантирую, что это будет хотя бы «хорошо».

Нас, претендентов на «отлично», осталось четверо. Остальные вышли за дверь, чтобы сдавать экзамен в традиционном порядке – вытянул билет, подготовился, ответил, получил оценку. После того, как в аудитории осталась лишь наша четвёрка, преподаватель сказал, что раз мы не струсили – значит, уверены в своих знаниях, и тратить время на то, чтобы нас проверять, он не станет, и поставил нам «отлично» без всяких вопросов. К слову, из группы, выбравших традиционный способ, несколько моих одногоруппников не сдали экзамен вообще, а «хорошо» получили лишь единицы.

Курс у нас был творческим

Первое яркое впечатление от студенческих лет у Татьяны Токаревой, заведующей творческим отделом Дворца искусств, связано с вечером русского романса и песни.

– Мы только сдали первую сессию, поступив на филфак тогда ещё филиала Тобольского государственного пединститута, и наши парни устроили нам сюрприз, – рассказывает Татьяна (она на снимке третья справа). – Они создали в одной из аудиторий атмосферу поэтического вечера, зажгли свечи и читали стихи. Мы, честно говоря, не ожидали от них такого перевоплощения и изменения привычной учебной аудитории. Зима, за окном темно, а у нас тёплая романтическая обстановка. Первый курс – самый запоминающийся. Это новые предметы, разом вошедшие в нашу жизнь: латинский, старославянский языки, древнерусская литература, это преподаватели, разговаривающие с нами на «вы», и ты уже в другом статусе. Оказалось, что мы не вчерашние школьники, а уже люди вполне взрослые. Таких резких перемен я не ожидала, как не ожидала, что студенты могут иметь детей, не откладывая на потом, а начиная с курса второго, третьего. Мы поступали в сложном и переломном для страны 1990 году. Но студенты хотели работать учителями и не изменили судьбе. Двое даже стали впоследствии директорами школ. Это Николай Флерко и Айгуль Нургалеева. Работает в школе учителем вместе с женой, нашей же однокурсницей, Владислав Шуралёв. Николай Книжников сегодня заместитель директора центра олимпийской подготовки по волейболу «Самотлор», депутат Думы города Нижневартовска.

Ты же девочка!

Татьяна Южакова, спортсмен-инструктор МАУ г. Нижневартовска «СШОР» окончила гуманитраный факультет Нижневартовского государственного университета.

Типичные студенты – вечно голодные, даже в благополучное сытое время, наверное, потому что ещё растут. Каждый день к концу второй пары мы либо считали минуты до звонка на большую перемену, либо отпрашивались, пытались «разжалобить» преподавателя, чтобы нас отпустили пораньше, и бегом, как дети, бежали в столовую. А там бывали такие очереди, что можно было просто не успеть пообедать за перемену.

Смешной случай произошёл на втором курсе. Нам удалось отпроситься пораньше. Мы сказали, что следующее занятие – физкультура – она у нас проходила в другом корпусе, идти до которого минут 15: «Пока дойдём, пока переоденемся, а мы же ещё и девочки, мы всё долго делаем!» Нас отпустили, и мы, конечно же, поспешили в нашу любимую столовую. И как только мы сели за стол, в столовую пришла та сама преподаватель, которая только что нас отпустила. «Какая неожиданная встреча!» – воскликнула она. И мы, спешно дожевывая булки, отправились качать пресс.

Все названия на латыни

Татьяна Ивановна Пушкарская, участковый педиатр Нижневартовской детской поликлиники №4.

Татьяна Половинкина – именно так было написано в зачётке студентки Томского медицинского института, который окончила Татьяна Пушкарская, вот уже сорок лет работающая в Нижневартовске участковым педиатром. Сегодня вспоминает: учились будущие медики практически круглосуточно. Часами сидели в читальном зале, ведь учебных пособий не хватало. Если выкраивали три часа в сутки на сон – уже хорошо. Но танцы в воскресный день не пропускали. Успевали и в музыкальный театр сходить на оперетту. Татьяна же была настоящим лидером, общественником, комсоргом и фанатом дела, которое изучала, поэтому находила время и на занятия в кружке по гематологии.

– Самым сложным было сдать анатомию. Считалось, что только после этого экзамена можно тратить время на дружбу с мальчиками, – рассказывает Татьяна Ивановна. – Для меня и моих однокурсниц самой сложной в анатомии была гортань. В гортани много косточек, связок, хрящей, мышц, и каждая имеет своё название на латыни. На экзамене нужно было не просто назвать их все, но и показать. Раньше не было Интернета, где можно всё увидеть в 3D. И как всегда одной ночи не хватило, чтобы всё выучить. Для того, чтобы сдать сложный экзамен, из анатомички, где для изучения хранились фрагменты человеческого тела, мы умыкнули гортань, просто унесли в большом портфеле с конспектами, и всю ночь до утра в общежитии учили связки, хрящи и мышцы. Экзамен сдали успешно! Препарированную гортань аккуратно вернули в анатомичку.

Луна, костёр и гитара

Татьяна Бармина известна нам в качестве руководителя фольклорного удмуртского ансамбля «Инвожо». Без выступлений коллектива не обходится ни один праздник удмуртской общественной организации, артисты – частые гости многих других мероприятий Центра национальных культур.

Татьяна Бармина (на снимке вторая справа) рассказывает, что, возможно, в её увлечении песней сыграли свою роль студенческие годы. Училась она в Ижевском сельскохозяйственном институте на агрономическом факультете, успевала и гранит науки грызть, и в самодеятельности участвовать. Пели тогда девчата на русском языке, родной удмуртский шёл в зачёт только при поступлении в вуз. Молодёжь часто выезжала на уборку картошки. Днём стройными рядами все на полях, вечером у костра. Рядом берёзовая роща, на небе луна, в костре запекается та самая картошка, в руках у кого-нибудь обязательно появляется гитара и звучит песня. Выезды в колхоз стали для Татьяны Барминой самыми яркими и впечатляющими.

- Мы все тогда ровесники – молодые, энергичные, настроенные жить активно, в полную силу. Всегда и всюду вместе, – вспоминает Татьяна Александровна. – Ну, например, собирали и сушили травы, выезжали курсом на опытные поля совхоза-техникума, где были большие приусадебные поля для новых сортов картофеля, пшеницы. Сами выращивали картошку в пробирках в лабораторных условиях, и это был первый успех. Тот же овощ считался главным блюдом студенческого стола. Время было не ахти какое сытное, и я привозила из дома ту же картошку. Однажды нажарила полную сковородку, отошла на минутку, а когда вернулась, то на плите уже не было моего ужина, его «увели» вместе с чугунной сковородой. Этот факт стал, пожалуй, единственным огорчением в то солнечное время.

Татьяна Бармина после учёбы пошла по партийной линии, но студенческие знания пригодились ей в повседневной жизни, специальность агронома всё-таки вещь штучная, редкая.

Заочница и директор

Татьяна Бачинина, директор нижневартовской общеобразовательной школы №29.

Так уж получилось, что Татьяна Васильевна Бачинина студенткой и директором школы стала одновременно.

Для зачисления на очное отделение ей, выпускнице деревенской школы в Голышмановском районе, не хватило одного балла, зато для того, чтобы стать заочницей, их было как раз достаточно. Решила: не важно, в какой форме, главное – учиться. Тем более декан заверил: если заочница первый курс окончит без троек, её переведут на очную форму обучения. Вскоре ей, семнадцатилетней студентке заочного отделения Тюменского университета, предложили работу – возглавить начальную школу в деревне с забавным названием Свистуха.

– Я согласилась! Не успела испугаться ответственности. Разве в семнадцать лет чего-нибудь боишься? – вспоминает Татьяна Васильевна.

Начальная школа была как бы отделением средней школы, что находилась в двадцати километрах, в ней училось всего-то двенадцать человек, и была в ней вчерашняя школьница, а теперь Татьяна Васильевна одновременно учителем и заведующей. Чтобы всё успевать, организовала занятия в две смены. Первоклассники и третьеклассники занимались в первую смену, а второклассники и четвероклассники – во вторую. Из средней школы частенько наведывались проверяющие, а негласным методистом для начинающего учителя стала опытная учительница, в доме которой поселили девушку.

– Подсказывала, помогала мне Антонина Александровна, – с благодарностью вспоминает Татьяна Бачинина. – Училась и практике, и теории одновременно. Когда приезжала на сессию в Тюмень, превращалась в обычную студентку – знание материала спрашивали строго. Помню, как добилась признания у однокурсников, когда со второго раза сдала «Введение в языкознание», тогда как другие смогли это сделать лишь с седьмого захода, как зубрила сложный старославянский. Помню, как меня задело, когда преподаватель по зарубежной литературе сделала мне замечание по поводу того, что в моей речи много слов-паразитов. А я-то была уверена, что у меня очень выразительная, красивая речь! Но это заставило меня работать над собой.

Первый курс Татьяна окончила без троек, и ей предложили занять место одного из отчисленных с очного отделения студентов. Но она уже не могла бросить своих учеников и отказаться от вдохновляющей атмосферы урока, который создаёшь сама. Так и осталась заочницей, о чём нисколько теперь не жалеет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.