Меню

СМИ "Газета Варта-24"

05.04.2019 16:13 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Спектакль нафантазировали сами

Автор: Подготовила Ирина Черепанова. Фото из архива театров.
Источник: 5 полоса

Репетиция спектакля «О синей птице».

Спектакль «О синей птице» инклюзивного театра – творческой лаборатории «Возрождение» стал главным событием детского праздника, организованного в Нижневартовском тюзе, бывшем театре кукол «Барабашка».

У театра уже был опыт инклюзивных занятий, на которых рядом с обычными ребятами занимались дети и подростки с особенностями развития. И вот тюз в рамках окружной программы «Доступная среда» вновь организовал творческую лабораторию для занятий инклюзивным театром. Пригласил подопечных реабилитационного центра «Таукси» и студии театра «ТеРеМ». Полноправными партнёрами ребят на сцене стали также актёры тюза.

– Инклюзивность – это создание среды, в которой люди с ограниченными возможностями здоровья и обычные люди объединяются в творчестве, – рассказывала зрителям перед началом действия Елена Кирдянова, руководитель лаборатории, театральный педагог из Нижегородского театрального училища. – Вы присутствуете при рождении уникального спектакля «О синей птице» по пьесе Мориса Метерлинка «Синяя птица». Спектакль создавался в атмосфере поиска, эксперимента, и мы рады поделиться с вами этим результатом.

Зазвучали в записи голоса главных героев – брата и сестры Тильтиля и Митиль. На фоне детского диалога о богатстве и счастье тех, у кого на праздничном столе есть пряники и конфеты, появилась группа студийцев.

Спектакль решён в жанре пантомимы, и дети на удивление легко обживали сценическую площадку, общаясь с помощью пластики. Невесомое воздушное пёрышко, на которое они нежно дули, и оно поднималось вверх, символизировало Синюю птицу. Дети отправлялись вслед за ней и по дороге попадали в прошлое, где видели бабушку и дедушку, а также в мир ещё не рождённых детей.

– У них были планы жить. Их жизнь должна была быть праздничной, – Тильтиль и Митиль бродили среди лазоревых воздушных шаров, обозначающих детей, и внутренние голоса героев рассказывали нам о том, для чего они родятся, кем станут, что изобретут, что сделают на этой земле.

– Ты живёшь и замечаешь любые мелочи вокруг себя, – продолжали звучать голоса Тильтиля и Митиль. – Если не обращать внимания на что-то, можно пройти мимо чего-то важного. А если приглядишься – то, возможно, это даже изменит твою жизнь. Появится мысль, которая тебя направит на совершенно новое.

Только успели они произнести последнюю фразу, как послышался звук чего-то вспорхнувшего. Словно это и ожила мысль.

Я смотрела спектакль и удивлялась: педагоги лаборатории взяли непростой для детей материал. Не какую-то репку или колобка, а философскую сказку о поиске счастья. Но оказалось, что текст не был сложным для ребят. Вадим Смирнов, художественный руководитель Оренбургского государственного областного театра кукол, педагог лаборатории, рассказал, что вначале все прочитали пьесу, а затем стали разговаривать: как ребята понимают прочитанное?

– Пьеса о детях, их движении в этой жизни, а оно происходит для ребят каждую секунду, – напоминал Вадим Смирнов. – Каждый эпизод пьесы – это столкновение с неизведанным миром, и у детей идёт освоение этой среды. Они её осязают, вдыхают, всматриваются в неё. Они и сами часть этой среды. Наши студийцы стали размышлять и сочинили свой текст для будущего спектакля.

Лариса Никитина, куратор лаборатории, преподаватель «Инклюзион Школы» (г. Москва) также говорила о том, что текст Метерлинка для детей лежит на поверхности.

– Мы очень долго говорили со студийцами о том, что это вообще такое – счастье, — рассказывала Лариса Никитина. – Разве счастье в том, чтобы получать, быть потребителями? А что бы они подарили родителям, другу? Как научиться быть сильными? На наших занятиях не было родителей, никто не сковывал и не переключал внимание ребят. Они многое рассказали о себе через контактные игры, тренинги. Постепенно мы узнавали друг друга ближе. Спектакль студийцы нафантазировали сами. Ни одно движение для них не поставлено.

Говорят, на лабораторные занятия, длившиеся неделю, записывали всех. Кто-то приходил, кто-то уходил. Дети рассказывали о своих желаниях. О том, что театр – это часть творчества в их жизни, что с его помощью они могут себя проявить.

Одна из участниц лаборатории Юлия Савченко, студентка Нижневартовского госуниверситета, рассказала «Варте», что в похожем проекте участвовала зимой. Конечно, на сцену выходила и прежде, когда была подопечной «Таукси», но только не в полноценном спектакле.

– Мне было интересно. Я многое узнала для себя, прочувствовала. Мне кажется, что с таким опытом я могу идти дальше, – делилась со мной Юлия. – У меня есть желание и дальше участвовать в таких проектах. Я бы хотела играть что-то драматическое. У меня появились новые друзья, знания о пластике. Меня трудно расшевелить, и вдруг я стала двигаться в полном объёме. Мы читали пьесу, и у нас рождался свой текст. Мы его произносили вслух, ничего не записывая.

Театр юного зрителя хотел бы и дальше ставить инклюзивные спектакли, чтобы дети с особенностями развития преодолевали социальную отстранённость, творили вместе с ребятами, не имеющими проблем со здоровьем, высказывались с ними в одинаковой степени. «Театр равных возможностей» – таким был девиз творческой лаборатории «Возрождение», и он полностью себя оправдал.

Социально значимый проект осуществляется на средства Гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО – Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20