Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

21.02.2019 17:40 Четверг
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Из маленькой студии вырос театр

Автор: Ирина Черепанова

За четверть века нижневартовский драматический театр оброс немалым количеством друзей. Среди тех, кто постоянно наблюдает за его развитием — Татьяна Тихоновец, театральный критик, эксперт и член жюри Всероссийского фестиваля «Золотая маска» разных лет.

На днях она навестила театр, чтобы увидеть последние премьеры, побеседовать с труппой и сверить часы, как любят говорить профессионалы. Своими наблюдениями, взглядом со стороны на культурное достояние города она поделилась с журналистом «Варты»

Одно братство, одна школа

- Впервые я побывала в театре двадцать лет назад, — рассказывала Татьяна Николаевна, — когда приехала в Ханты-Мансийский автономный округ по приглашению департамента культуры вместе с другими критиками. Меня направили в Нижневартовск, где очень порадовал городской драматический театр — молодой растущий коллектив, выросший из студии, ставший театром высокой сценической культуры. Потом наше знакомство продолжилось. Каждые года два-три я бывала здесь на спектаклях, иногда видела на фестивалях. На моих глазах выросли артисты. Когда-то открыла для себя Анну Наумову, актрису очень яркую, необычной индивидуальности. Писала рецензию на её моноспектакль об Эдит Пиаф для «Литературной газеты». Позже – также открыла замечательных Евгения Наумова и Сергея Лескова в спектакле «До последнего мужчины» Елены Ерпылёвой. Постепенно приходило ощущение того, как живёт и развивается театр, что с ним происходит.

Многие нижневартовцы наверняка помнят о том, что вырос драматический театр из детской любительской студии «Скворешник», которую организовала настоящий подвижник театра Наталья Наумова и которая была очень необычной: в качестве уроков сценического движения здесь были организованы занятия по ушу. Вырос театр при поддержке администрации Нижневартовска: город выделил театру здание на Спортивной и подготовил для труппы два выпуска актёров в Екатеринбургском театральном институте. С тех пор он крепко стал на ноги, у него мировая репутация в театральном сообществе. Он побывал на более чем четырех десятках фестивалей в России, в ближнем и дальнем зарубежье. Вершина мастерства театра — свой международный фестиваль спектаклей малых форм «Северные встречи», который проводится один раз в два года, и всегда становится событием.

Как найти краски?

Во-первых, у театра всегда очень серьёзный репертуар. Художественное руководство берёт не коммерческую драматургию, а такие пьесы, которые позволяют актёрам расти, вести доверительный диалог со зрителем, говорить с ним о серьёзных человеческих проблемах, чувствах, трагических дилеммах и не бояться такого разговора. Помню, как увидела с театральным критиком Риммой Кречетовой «Наш городок» Торнтона Уйлдера. Ну, мало кто решается на постановку этой пьесы, а ваш театр мог себе позволить и Уайлдера, и Эжена Ионеско, и Ростана. Нижневартовск – не самый крупный по театральным меркам город, здесь драме надо постоянно думать о своей публике, о наполняемости зала. Круг постоянных зрителей небольшой, но театр берёт в репертуар не сиюминутные вещи, и меня всегда просто потрясала и радовала эта смелость и отвага коллектива.

Об актерской природе

Продолжая разговор о труппе, выделю, что она очень серьёзно выросла. Актеры внутренне свободны, перестали быть учениками. Стали зрелыми, взрослыми артистами. Это происходило с кем-то раньше, с кем-то позже. Всегда был интересным в любой работе Роман Горбатов. В нём сильное комедийное начало. Сергей Лесков порадовал тем, как оправдал очень сложный рисунок роли Подколесина. Он самобытный артист с очень хорошим чувством правды. Большим открытием стал Виталий Шемяков – Кочкарёв в «Женитьбе». Многие смыслы в этой пьесе повернулись по-другому.

Уже не говорю про Женю Наумова. Его спектакль «Хочу в Париж» в постановке главного художника Вячеслава Зайчикова стал потрясением для многих искушённых зрителей. Он побывал на многих фестивалях, в том числе, дважды у нас в Перми – на открытии международного театрального фестиваля и в качестве обладателя Гран-при на следующем. Меня постоянно благодарили за предоставленную возможность увидеть такой моноспектакль. Интересно работает Дмитрий Иванов – смешной, характерный, неожиданный. Валя Захарко в роли Агафьи Тихоновны в «Женитьбе» очень точно, смешно сыграла судьбу современной перезревшей девицы, совершенно не знающей, куда ей податься.

Интересная актерская природа у Ольги Горбатовой, – острая, ироничная. Она может играть и фарс, и комедию, и драму, а Женя Цариценская умеет быть сдержанной и очень верно держать перспективу роли, её внутреннее состояние, что тоже очень важно.

Я посмотрела во время нынешней поездки четыре спектакля театра и вижу, что актёры расширили свои прежние амплуа. Каждый из них играл когда-то давно «я в предлагаемых обстоятельствах», а сейчас в работах другой уровень. Все способны к перевоплощению, к внутреннему отстранению от роли, хорошо владеют телом, находятся в прекрасной физической форме. Актёры и в русской классике, и в современной пьесе, и в западной драматургии чувствуют себя в своём материале. Легко берут любую форму, любые смыслы. Труппа пластичная, готова работать с режиссёрами разной эстетики. Не только с теми, к кому привыкла.

Есть в труппе молодые. Это уже не студийный и не молодёжный театр. На недавнем международном театральном фестивале в Мытищах, где я была в жюри, нижневартовцы играли «Посадить дерево» в постановке главного режиссёра Маргариты Зайчиковой. Актёры порадовали всех чистейшей, изящной работой. Народная артистка России Елена Шанина, звезда Ленкома, вручила северянам диплом председателя жюри. Я рада, что театр подружился с талантливым драматургом Алексеем Житковским, по чьей пьесе и был поставлен спектакль. Этот автор – одна из надежд в российской драматургии. Надеюсь, что театр и дальше будет с ним сотрудничать.

Больше современной пьесы

У меня может быть только одно пожелание к театру. Мне кажется, смелее надо брать современную драматургию. Потому что без неё невозможно сегодня говорить со зрителем. Пусть такая пьеса идёт на малой сцене театра, но её должно быть как можно больше. Не обязательно отечественной, что желательно, но она нужна как воздух, чтобы понять, как мы живём, что за жизнь перед нами. Нужно разговаривать со зрителями. Мне рассказывали, что они иногда хотят остаться в зале, им хочется пообщаться с создателями спектакля, высказаться. И это тоже важный момент в работе театре. Он говорит о том, что публика воспринимает театр как своего друга, собеседника, с которым можно беседовать. В антракте одного из спектаклей наблюдала, как пары переговаривались между собой. Пытались разобраться в увиденном, обсудить ещё с кем-то, и в этом тоже живой нерв театра.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.