Меню

СМИ "Газета Варта-24"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!

Здравствуй, пушкинский герой!

Автор: Гуля Бессонова. Фото Игоря Жданова.
Источник: 6 полоса

В нижневартовском лицее прошёл конкурс актёрского мастерства «Театральные подмостки». Мини-спектакли стали участниками нашего проекта «Действующие лица».

Каждый год на несколько октябрьских дней весь нижневартовский лицей превращается в один школьный театр. В родительских чатах обсуждаются костюмы, появляются фото париков, длинных элегантных платьев и лент – точно ли иллюстрируют пушкинскую эпоху? Выбираются предметы возможного реквизита или декораций. И, конечно, с трепетом заучиваются бессмертные тексты Пушкина – стихи и проза, чтобы потом зазвучать на школьной сцене.

Конкурс проходит в рамках лицейской недели и потому целиком посвящён творчеству Пушкина, участвуют все классы с пятого по восьмой. Отрывок из какого произведения поставить? Это решает жребий. Но что бы ни выпало юным артистам, за дело они берутся с интересом, решают задачи творчески.

Наконец под сводами лицея звучат фанфары, и сам Александр Сергеевич смотрит с улыбкой с большого экрана в зал, где не осталось ни одного свободного кресла. На сцене разворачивается история любви барышни-крестьянки Лизы Муромской и Алексея Берестова в исполнении восьмиклассников. Смотрю и удивляюсь: откуда такая гордая стать в лицеисте Захаре Гаража? Где и как научилась девчонка Ольга Ковалёва такой нездешней грациозности? Ребята двигаются по сцене, словно танцуют.

– Может быть, исторические костюмы заставляют их чувствовать время? Для ребят важен этот исторический колорит. Им интересно вжиться в эпоху, чувствовать так, как чувствовали герои, – говорит классный руководитель восьмого класса, учитель литературы Ирина Суслова. – В этом конкурсе наша душа. Мы всегда с нетерпением ждём его.

Надо сказать, что Ирина Владимировна как режиссёр умело использовала лучшие качества и способности своих ребят. Например, Ольга Ковалёва, которая занимается в Детской школе искусств №1 по классу фортепиано, в одной из сцен играет на рояле, что украшает спектакль, делая его музыкальным.

Ольга считает, что её профессия будет связана с химией, а Захар серьёзно занимается физикой. И всё-таки участие в постановке для них важно.

– Это делает наш коллектив сплочённым, – объясняет Захар, ведь хоть в спектакле было заявлено несколько человек, однако в постановке принимал участие весь класс. Придумывали вместе костюмы и декорации. И потом одноклассники на репетиции видели нашу игру со стороны, им были заметнее недочёты, они могли нам подсказать, что исправить, сделать лучше, выразительнее.

Кстати, каждая труппа нашла свои средства выразительности. Казалось бы, как можно сыграть всем с детства известную присказку «У Лукоморья дуб зелёный?» В интерпретации шестиклассников избушка на курьих ножках получилась характерной героиней, которая где-то глубоко в душе легко бежит по дорожке, вместо кота по цепи ходит грациозная кошка. Это представление вовсе не было чтением Пушкина по ролям. В эпизоде с дуэлью Онегина и Ленского текст почти не звучал, но зрителей явно впечатлило, как натурально, тяжело и трагично упал на сцену поверженный Ленский.

Зато эмоционально и страстно звучала поэма «Цыган» в исполнении лицеистов. Зал любовался свободой и красотой Земфиры и Алеко, и жаркие аплодисменты, и возгласы «Браво!» достались ребятам по праву.

Кульминацией представления, пожалуй, стала постановка восьмого класса по произведению Пушкина «Капитанская дочка», которая поразила многими неожиданными решениями.

– Мы решили не брать тему любви, – говорит классный руководитель и режиссёр Ирина Мазыкина. – Подумали: о любви сделают свои спектакли все, а мы покажем Пугачёва!

Неожиданным стал выбор исполнителя на эту роль. Мятежного Емельяна Пугачёва сыграла девочка – Софья Юрченко.

– Ну, как мы выбирали роли? Открывали Интернет, всматривались в портреты, сравнивали с лицами предполагаемых актёров – на кого похож? – рассказывает Ирина Павловна. – Но к роли Пугачёва подход был другой. Здесь нужно было сыграть характер, харизму, внутреннюю силу героя. И оказалось, что это по плечу только нашему лидеру с похожим темпераментом – харизматичной Соне.

Задача перед Соней стояла непростая – за четыре минуты сыграть судьбу народного бунтовщика. За это время Пугачёв предстаёт перед зрителями разным. Вот он только широким царским жестом жалует свободу пленному Петру Гринёву. А через мгновение – на коленях, закованный в кандалы, под тревожный колокольный звон раскаянно взывает к Богу. Но и в раскаянии утверждает: «Путь у каждого свой, а слаще свободы нет ничего».

– Учила роль перед зеркалом, стараясь увидеть в себе героя, – говорит Софья Юрченко. – Перевоплотиться в Пугачёва помогло, возможно, моё стремление всегда искать особенный подход к другому человеку. Всегда пытаюсь понять человека, почувствовать. На этот раз попыталась понять Емельяна Пугачёва.

Ребята говорят, что «Театральные подмостки» всегда полны открытий для них. И открывают они новое не только в творчестве Пушкина, но и в самих себе и друг в друге. На этот раз все были удивлены тем, как раскрылась их одноклассница Мария Бардина. В роли Василисы Егоровны скромную и обычно сдержанную девочку узнать было сложно. Василиса Егоровна получилась яркой, колоритной, запоминающейся. Вообще, неглавных ролей на подмостках нет.

– Специально искала массовую сцену, чтоб как можно больше ребят показать, – признаётся Ирина Мазыкина. – Считаю, что поучаствовать в спектакле – бесценный опыт для взрослеющего человека. Сама заболела театром с тех пор, как в студенческом театре сыграла Маргариту в постановке по Булгакову.

И вот сыграна последняя сцена в этом большом сборном спектакле, главный герой которого – пушкинское слово. Актёры выходят на поклон, зрители не жалеют ладоней.

– Большое удовольствие сегодня получили от творческих работ лицеистов, – говорит заместитель директора по воспитательной работе Ирина Майер. – В какие-то мгновения и ком в горле стоял, и мурашки по спине бежали – настолько актёры были убедительны, передавая чувства героев. Иногда мы даже забывали, что всё происходит на школьной сцене, казалось, что мы в настоящем театре.

Мнение

Дарья Цуманкова, член Общественного совета при департаменте образования и молодёжной политики ХМАО – Югры:

– Моей дочери 10 лет. Я поддерживаю в ней творческое начало и с радостью записала бы дочь в школьную театральную студию. Почему? Работая над театральной постановкой вместе с ребятами из своей школы, ребёнок общается со сверстниками, значит, их коллектив становится дружным, сплочённым. Кроме того, это возможность для него порадоваться своим достижениям в школе, где проходит немалая часть жизни, и это важно. Школьные театры – это восприятие школы ещё и с точки зрения места, где можно креативить, показывать итог работы родителям (спектакли). Вдруг в семье растёт будущий оратор, актёр, режиссёр, сценарист, костюмер и своё призвание он найдёт именно в школе? Это здорово.

Социально значимый проект осуществляется на средства гранта Департамента общественных и внешних связей ХМАО – Югры.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

230