Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

07.03.2017 11:44 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 07.03.2017 г.

Детство может уйти неслышно...

Автор: Альбина Мусина.

Ещё вчера было опасно отпускать детей на улицу, а сегодня угрозой может стать и отчий дом. Интернет, который так активно вошёл в нашу жизнь, в неопытных детских руках становится оружием, направленным на самого себя. В последние месяцы по всей стране говорят о «группах смерти», которые собирают подростков из разных городов и подводят
к роковому шагу — суициду. Таким образом ребёнок становится
потенциальной жертвой циничных администраторов подобных групп. Этот вопрос сегодня обсуждается на всех уровнях власти. Губернатор Югры Наталья Комарова дала поручение профильным ведомствам принять дополнительные меры в связи с кибератакой на детей.
Почему сегодня Интернет стал опасным? Что же делать, чтобы избежать трагедий? Мы попытались разобраться во всём этом, подключив к разговору самих подростков,
их родителей и экспертов.

Поговори со мною, мама
Марина в этом году оканчивает школу. Кому, как не ей, не знать о настроениях подростков, их увлечениях и желаниях. Разговор с ней о «группах смерти» был долгим, но девушка, так сказать, открыла нам глаза на многие вещи.
-Марина, ты давно знаешь о таких группах?
- Узнала о существовании таких групп буквально месяц назад, однако мои друзья и знакомые, оказывается, знали о них уже давно. Именно от них я и услышала об этом. Затягивает ли эта игра? Скорее да, чем нет. Во-первых, подростковый возраст — самый проблематичный период в жизни человека. Естественно, подростку кажется, что его никто не понимает, что он не получает должной поддержки от родителей, любой «косяк» в школе или в личной жизни воспринимается очень остро. Опору и помощь, как он считает, в таких случаях можно найти у куратора тех самых «групп смерти». Однако это далеко не так. В моём окружении есть люди, которые попробовали сыграть в эту игру. Им удалось найти куратора, и они прошли первые задания, но принять участие в ней их подтолкнул чисто «спортивный» интерес, и умирать в конце игры они не собирались. Администрация социальной сети быстро вычислила их и заморозила активность их страницы, знакомые теперь не имеют возможности зайти туда. Если бы администрация сайта не среагировала, наверное, они бы продолжили игру. Но, повторюсь, они делали это просто из-за интереса.

- Может, и те подростки, которые совершили роковой шаг, начинали играть из-за спортивного интереса?
- Сомневаюсь, что подростки, совершившие суицид, играли из интереса. Но хотелось бы добавить, что и у моих знакомых, которые были «в игре», не всё гладко в личной жизни. Скорее всего, они находили в этой игре некую отдушину.

-Но из любой игры можно выйти…
- По сути выйти из этой игры нельзя. Да и, наверное, подростку это не особенно нужно. Однако администрация социальной сети блокирует не только сообщества с этой игрой, но и страницы пользователей, распространяющих запрещённые хэштеги. Отмечу, что именно по хэштегам кураторы «групп смерти» находят своих «жертв». Разместив на своей странице определённые записи, человек показывает свою готовность к сотрудничеству с куратором. То есть без внешнего вмешательства остановить это явление, наверное, невозможно.

- Моё детство пришлось на конец 90-х. Тогда наши родители не уделяли нам столько внимания, сколько сейчас получают наши дети. Как ты считаешь, почему у нынешних детей возникают сомнения в родительской любви?
- Скорее всего, подростки чувствуют себя не до конца понятыми. Всё-таки родители привыкли навязывать свою точку зрения, полностью игнорируя мысли своего ребёнка. Нужно чаще разговаривать. Мы привыкли игнорировать друг друга и тратить своё время, сидя в Интернете и у телевизора. Очень редко встретишь подростка с доверительными отношениями в семье, где он не стесняется и не боится рассказывать родителям о своих проблемах. Не хватает понимания и поддержки. Сейчас иное время и иные ценности, которые родители нередко не могут или не хотят принимать. Извечная проблема отцов и детей, кстати.

- А что такое свобода в понимании подростка?
- Подросткам хочется иметь собственное мнение. Обычно, когда в семье ребёнок начинает выражать свою точку зрения, ему закрывают рот такими фразами, как «вырастешь — поймёшь», «ты ещё слишком маленький», «мы были молодыми, а ты ещё взрослым не был». Мне кажется, лучше отказаться от этих фраз в воспитании вообще. Со временем у ребёнка всё равно сформируется представление об истинных ценностях, а пока нужно не мешать ему быть подростком. Естественно, если это не выходит за рамки.

- Взрослые предлагают такой вариант: по максимуму занять детей, чтобы они посещали разные кружки, секции, а не бездельничали. Тогда и на дурные мысли не будет времени.
-Хороший способ скинуть ребёнка с плеч. На самом деле лучше занять его тем, что ему нравится, а не записывать его в художественную школу, зная, что ему нравится танцевать.

- Порой ведь дети сами не впускают взрослых в свой мир... Как быть родителям?
- Очень редко встречала таких детей. Если семья изначально уделяла достаточно внимания своему ребёнку, то в подростковом возрасте он ни в коем случае от них не закроется. В целом могу сказать, что ответственность за смерть этих подростков лежит не только на создателях этой игры, но и на самих родителях. Счастливые дети обходят эту игру стороной.

- В идеале как должны себя вести папа и мама с ребёнком, чтобы у чада не возникла мысль, что ему уделяют мало внимания?
-До определённого времени не нагружать ребёнка своими проблемами. Слушать его, не перебивая, оказывать ему поддержку во всех его начинаниях, верить в него. Проводить больше времени с ребёнком, чаще ходить с ним в кино, гулять, брать его с собой в отпуск и не навязывать своё мнение.


С любовью от родителей
Позиция подростка понятна. Дети открыты для разговора. Они прекрасно понимают, что подобные группы — это плохо. Тема обсуждается ими, они стараются поддержать друг друга, обезопасить. Как эту проблему видят родители? Что предлагают сделать, чтобы обезопасить своих чад? Слово — Эльзе Халиловой, маме 5- и
11-классников.
- Эльза, когда вы узнали о «группах смерти»?
- Об этом впервые услышала на работе, потом нашла информацию в Интернете.

- Как вы считаете, из-за чего возникают подобные случаи?
- Это, по моему мнению, происходит из-за того, что дети много времени проводят на просторах Интернета. Родители (не все, конечно) мало общаются с детьми из-за загруженности, многие дети чувствуют себя брошенными, никому не нужными. И когда ребёнок попадает в эту среду, где якобы ему уделяют внимание и с ним общаются, он, сам того не замечая, попадает под влияние. Мне кажется, нам параллельно с выявлением администраторов таких групп нужно искать ответ на вопрос: почему дети думают, что они не нужны родителям. Почему за помощью они не приходят к собственным родителям, которые, какими бы они ни были, никогда не будут желать своему родному человечку зла, а идут в Интернет и попадают под влияние совершенно посторонних людей, выполняют их требования? Социальные сети и подобные группы — это следствие. А причина в наших взаимоотношениях.

- Как вы общаетесь со своими детьми?
- Мы с мужем считаем, что с детьми нужно разговаривать в любом возрасте. Стараемся выслушивать их, не перебивать. Меня с детства приучали к тому, что во всём нужна золотая серединка. Поэтому и избытка внимания не должно быть, на мой взгляд. Детям, как и нам, взрослым, всегда нужны личное пространство, время, которое они могут посвятить только себе. Нельзя, наверное, запрещать им «сидеть» в социальных сетях и общаться. Я, например, стараюсь обращать внимание на то, как ведут себя дети после виртуальных «посиделок», как разговаривают со мной, не поникли ли, не взволнованы ли. То, что в душе, всё равно всплывает. Если, конечно, присмотреться. И вообще, в нашей семье компьютер — это инструмент. Нередко мне приходится доделывать какие-то документы дома. Я работаю за компьютером, а не развлекаюсь. И дети это понимают.
Во всём нужен здравый смысл, чтобы видеть разницу и понять истину. Кто может этому научить? Только мы. И простые правила никто не отменял. Не писать в Интернете адрес, телефон, ограниченно выкладывать информацию об увлечениях, отключить функцию геолокации — всё это несложно, но, думаю, очень важно.
Дети, которым уделяют достаточное внимание, которым дома хорошо и комфортно, на мой взгляд, не будут посещать такие группы и не попадут под влияние таких людей.

На что обратить внимание родителям?
По мнению психологов, родителям следует обратить внимание на внезапную замкнутость ребёнка, скрытность, повышенную тревожность, плохой сон и аппетит, резкие перепады настроения. Следует задуматься, если снизилась физическая активность и часто ребёнок отвечает на вопросы односложно или кивком головы. Тревогу должны вызвать слова: «у меня всё плохо», «меня никто не любит».
Любое резкое изменение в поведении ребёнка — повод задуматься. Например, начал получать тройки или придумывает причины, чтобы не ходить в школу. Все эти изменения не говорят о том, что ребёнок помышляет о самоубийстве, но на них важно обратить внимание. Мысли о суициде появляются не сразу. Как правило, какое-то время ребёнок находится в подавленном состоянии и только потом переходит к реальным действиям.

Как действовать?
Специалисты рекомендуют уделять ребёнку больше внимания. Проблемы возникают там, где между детьми и родителями нет уважения друг к другу.
Необходимо серьёзно поговорить с ребёнком. Объяснить, какие приёмы используются, чтобы привлечь его в группу, а затем создать зависимость, страх быть исключенным.
Во время общения с подростком важно:
> сохранять спокойствие и оказывать поддержку;
> не осуждать, не ругать;
> не бояться задавать вопросы о суицидальных намерениях;
> поощрять полную откровенность;
> больше слушать, чем говорить;
> объяснить: самоубийство — не выход из положения.

Также важно побеседовать с преподавателями, другими специалистами (школьный учитель или психолог), дать им понять, что ребёнку требуется общение, заинтересованность, поддержка и понимание. Если симптомы сохраняются — обратитесь к медикам.

Особое мнение
Денис Пашков — журналист, автор и ведущий программы «ПищеБЛОГ» на канале «Мегаполис», победитель городского конкурса «Журналист года-2016» в номинации «Особое мнение». Он берётся освещать самые острые проблемы, у него действительно есть особое мнение на всё происходящее.
И разумно, без лишних эмоций рассказывает о том, о чём мы особо не хотим говорить, и так, чтобы эти эмоции появились у других.


- Денис, почему, на твой взгляд, вполне нормальные и соображающие дети становятся жертвами таких групп? Все советуют: уделите больше времени детям. А нам, детям 90-х, интересно, уделяли внимания столько, сколько мы сейчас своим детям? Да, не было Интернета, но была улица с пивом, куревом… Кто уберёг? Мне кажется, просто были какие-то собственные внутренние рамки. А где они сейчас?
- Я с тобой полностью согласен, что в нашем детстве не было жёсткого контроля, мы творили, что хотели, но не переходили рамки дозволенного. Хотя, зачем я вру? Иногда переходили, но в пределах разумного.
Как мне кажется (я не читал исследований на эту тему), большущую роль в этом сыграли соцсети. То есть в нашем детстве мы искали единомышленников по почте, газетам, вступали в кружки. Естественно, кружка самоубийц не могло быть в природе. Но, тем не менее, у всех нас могли запросто возникнуть пусть не суицидальные мысли, но, как минимум, депрессивные. И я почему-то уверен, случись так, что в нашем детстве были бы подобные группы в соцсетях, то многие из наших знакомых из детства там бы состояли. Просто потому, что они нашли массу себе подобных. В те времена найти схожих по настроению людей было крайне сложно, поэтому нам всем приходилось существовать вместе. И весёлым, и грустным, и богатым, и бедным и т.д. И все эти настроения разбавлялись обществом. Не было отдушины, чтобы побыть «со своими». У нас не было одобрения, подпитки извне. В группах же, где собраны подростки с одинаковым настроем со всей страны, существует огромная подпитка, которая вполне может подвигнуть детей к суициду. По-моему, соцсети для детей — это зло. Но не всегда. Ведь также с помощью соцсетей они могут найти единомышленников по увлечению спортом, моделированию, коллекционированию и прочим увлекательным занятиям. В общем то, что принесло нам удобство и интерес, притащило с собой и негативные моменты.

- А какое средство ты можешь предложить в качестве средства борьбы?
- На мой взгляд, нужен особый контроль над детьми именно в сети! Там могут науськать такому, что порой диву даёшься. Далеко ходить не надо. Тут взрослым капитально мозги могут промыть с помощью картинок и фейковых новостей. Воздействие на подсознание идёт, зачастую в фоновом режиме. А что уж говорить о детишках... Считаю, что нужно больше пропаганды — социальных проектов (ролики, видео, тексты, призывы, лозунги). Хотя... думаю, сегодня они будут выглядеть смехотворно, потому как упущен огромный пласт времени, когда люди перестали воспринимать без смеха подобные призывы.

Компетентно и конкретно

Проблема, которую мы подняли, на сегодняшний день действительно есть. Мнения, конечно, расходятся, но все уверены в том, что за жизни наших детей нужно бороться.
В Нижневартовске тоже предпринимаются определённые меры в борьбе со злоумышленниками из Интернета. На наши вопросы по этому поводу отвечает заместитель главы города Николай Лукаш.

- Николай Владимирович, насколько актуальна эта проблема?
- По данным следственного комитета, в стране подтверждены 15 случаев детских суицидов, которые напрямую связаны с «группами смерти». Известно, что в этих сообществах дети действительно состоят. И наша задача — помочь им преодолеть эту зависимость. Это можно сделать. Известен случай, когда в одном из городов Югры за два шага до конца игры удалось спасти подростка. Методы борьбы схожи с теми, что помогают нам спасать жизни от наркотиков, алкоголя. К работе подключаем школы, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы и, конечно же, самих родителей. В нашем городе набирает ход движение киберволонтёров — борцов с экстремизмом и иными запрещёнными контентами. Они также будут работать в сети, чтобы выявить так называемые «группы смерти».

- Что конкретно ожидаете от таких кибердружинников?
- В эту работу вовлекаем студентов вузов, Молодёжный центр города. Все они совершеннолетние, то есть состоявшиеся люди, которые дают отчёт обо всём происходящем и в то же время хорошо разбираются в интернет-технологиях. Они хорошо ориентируются в виртуальном пространстве, поэтому по разным хэштегам, которые используются «группами смерти», фотографиям, статусам, музыке, видеороликам на страничках подростков будут искать тревожные знаки. Главное — вовремя увидеть и сообщить об опасном контенте.

- На какую помощь могут рассчитывать дети или родители в нашем городе?
- В таких случаях помощь профессиональных психологов, социальных педагогов — необходимость. Всё это доступно. Нужно обратиться к учителям, классным руководителям. То есть не закрываться в своей беде, а, наоборот, объединиться. Во всех образовательных учреждениях города проводятся разъяснительные беседы с родителями и учащимися.

- Николай Владимирович, вы согласны с тем, что главное в этой борьбе — семья?
- Конечно. Создание экологии семьи — задача каждого. Детям не хватает живого общения. Мы живём в век, когда каждый из нас ежедневно получает столько информации, сколько в средние века человек не получал за всю свою жизнь. И, согласитесь, с этим потоком нужно справляться. Первые помощники — родители, близкие люди. Дети запоминают не слова — они запоминают поступки. Как сказал однажды Армен Джигарханян, если целый час читать ребёнку лекцию, а потом перед ним высморкаться, то он запомнит только, как вы сморкались. Нам, взрослым, нужно воспитать себя и быть примером для своих детей. Но ни в коем случае не рекомендую сразу же прибегать к крайним мерам. Нельзя отбирать гаджеты, телефоны. Тогда дети точно потеряют доверие. Важно, на мой взгляд, подружиться с детьми. Причём как в реальной, так и в виртуальной жизни.
Сейчас удобным способом общения между родителями стали группы в мессенджерах. По ним порой тоже распространяется непроверенная информация, к обсуждению которой подключаются десятки людей. Там тема раздувается, и возникают ажиотаж, паническое настроение. Подобные обсуждения не должны быть только ради обсуждения. Если они действительно помогут делу, конечно, очень хорошо. Но обязательно нужно поговорить с профессиональными психологами и только потом действовать и давать какие-то советы. Лучше прислушиваться к официальным источникам информации.

Мы постарались взглянуть на проблему с точки зрения обычных людей и дать оценку происходящему с позиции профессионала, работа которого связана с обеспечением безопасности.
Выводы для себя делать вам, уважаемые читатели.
А сейчас положите газету и просто обнимите своих детей. Они нуждаются не только
в айпадах, но и в нашей поддержке, ласке и любви.

Консультацию и необходимую помощь можно получить: в Нижневартовской психоневрологической больнице — 26-00-40 (круглосуточно, в том числе в праздничные дни), 29-00-53 (с 8 до 17 часов в рабочие дни); по телефону доверия: 8-800-2000-122. По проблемам безопасного использования Интернета и сотовой связи отдельно работает линия помощи "Дети онлайн". Обратиться на линию помощи можно по телефону 88002500015 (с 9:00 до 18:00 по рабочим дням, звонки по России бесплатные); по электронной почте: helpline@detionline.com и через официальный сайт: www.detionline.com.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.