Меню

СМИ "Газета Варта-24"

Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 48 от 18.03.2017 г.

Наука под другим углом, или За проектами - будущее

Автор: Марина Фетисова

фото Михаила Плецкого

В условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности ребёнка, крайне важно найти подход, который позволил бы трансформировать ученика из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Педагоги нижневартовской СОШ №2-многопрофильная имени Е.И. Куропаткина сумели доказать, что проектная деятельность —
это не только мотивация подростков на получение дополнительных знаний, но и новый формат совместной работы ученика и педагога, результатом которой становится создание творческого продукта на перспективу.

В условиях современной школы, нацеленной на развивающее обучение и формирование творческой личности ребёнка, крайне важно найти подход, который позволил бы трансформировать ученика из пассивного слушателя в активного участника образовательного процесса. Педагоги нижневартовской СОШ №2-многопрофильная имени Е.И. Куропаткина сумели доказать, что проектная деятельность —
это не только мотивация подростков на получение дополнительных знаний, но и новый формат совместной работы ученика и педагога, результатом которой становится создание творческого продукта на перспективу.
Интерес ведёт к исследованию
Саша Петухова (на фото) мечтает учиться на факультете международных отношений и когда-нибудь непременно стать дипломатом. Ей, ученице выпускного класса, не привыкать выступать на публике и отстаивать свою точку зрения перед малознакомыми людьми. Победительница многочисленных конкурсов и олимпиад на экологическую тему, девушка — гордость школы и пример для одноклассников. Свою любовь к природе и всему, что с ней связано, она объясняет просто: это не увлечение, а дело всей жизни.
-  Вы когда-нибудь замечали, что в определённые дни, в зависимости от погодных условий или других обстоятельств, у вас снижается работоспособность? — интересуется Саша. — Суммируя собственные ощущения и слова одноклассников, в один прекрасный день я решила выяснить, есть ли прямая зависимость между общим состоянием человека и, скажем, погодой, временем суток.
Праздный интерес старшеклассницы вылился в большую исследовательскую работу. Александре Петуховой удалось доказать, что высокое или низкое атмосферное давление, перепады температур и даже ветер сказываются не только на общем самочувствии подростков, но и на их учёбе. Результатом таких наблюдений стал научный проект «Влияние погодных условий на работоспособность школьников на примере города Нижневартовска», который в дальнейшем заинтересовал педагогический состав образовательного учреждения и принёс школьнице победу в региональной олимпиаде по экологии в Сургуте.  
Возрастных ограничений для занятий исследовательской деятельностью, по заверениям педагогов школы №2, нет, разве что темы проектов должны и соответствуют возрасту и интересам учащихся.
- Продумывать и писать проекты мы учим с ранних лет, — отмечает директор образовательного учреждения Ольга Райш. — В своём стремлении развить научные способности детей, педагоги берут на себя подбор темы, помогают ребятам в плане исполнения проектов. На базе нашего образовательного учреждения даже проводится мини-конференция, где первый опыт по защите исследовательских работ получают школьники младших классов. Авторы лучших из них принимают участие в городских конкурсах и фестивалях. Могу сказать с твёрдой уверенностью, что уже с пятого класса наши ребята знают, что такое цель, как и для чего нужно ставить задачи, умеют точно определять предмет и объект исследования.
По сложившейся годами традиции, в начале марта на базе школы проводится научно-практическая конференция. Самые востребованные предметы ложатся в основу тематических секций: литература, филология, математика, английский язык, история, общество, экология, биология, химия, физика и прикладное искусство. У ребят есть возможность показать себя, представить свой проект. Авторы лучших работ становятся призёрами, а часто победителями не только муниципальных, но и региональных олимпиад и турниров.
- Дети, которые из года в год принимают участие в таких мероприятиях, умеют себя держать на публике, знают, как представлять доклад, без особых трудностей отвечают на вопросы судейской комиссии, — делится опытом научный руководитель Александры Петуховой — учитель биологии Елена Борисова. — Это благотворно сказывается на психологии ребёнка, на его уверенности в себе, в собственных силах. Опыт показывает, что такие дети уже не испытывают страха перед сдачей выпускных или вступительных экзаменов, добиваются результатов в высших учебных заведениях, находят себя в научно-исследовательской работе.

Творчество высоких технологий
Для этих мальчишек — Тимура Хасанова и Алексея Сидельникова (на фото) — создание умных машин уже не мечты о далёком будущем, а осовремененная реальность. Парни вот уже второй год усердно занимаются робототехникой и могут похвастаться не только созданием интеллектуальных машин, призванных нести благо человечеству, но и собственными достижениями в сфере программного обеспечения.  
- Это робот-селеноход, воссозданная модель лунохода, которая хоть сегодня готова к участию в космических экспедициях, — держит в руках продукт своих творческих идей Лёша Сидельников. -  Он двигается по заданной траектории, а наталкиваясь на препятствие, разворачивается и идёт в другую сторону.
Ученик шестого класса, сегодня он с улыбкой вспоминает своё знакомство с робототехникой. Тогда, на первом занятии, заскучав от большого объёма теории, он едва не разочаровался в новом предмете. Однако обещание своими руками собирать умные машины педагог выполнила уже на следующем уроке.
- Робототехника — отличная возможность развить мелкую моторику и логическое мышление с одной стороны, — поддерживает «коллегу по цеху» Тимур Хасанов, — и начальные азы программирования — с другой. Пока не думал о том, куда пойду учиться после школы, но точно знаю, что моя будущая профессия так или иначе будет связана с техническими специальностями и конструированием.
По мнению специалистов системы образования, курс робототехники имеет все шансы, чтобы стать одним из интереснейших способов изучения не только компьютерных технологий и программирования, но и всего окружающего мира. Творческий процесс создания робота развивает мышление, логику, математические и алгоритмические способности школьников, а главное — техническую грамотность подростков. Задача педагогов — дать этим знаниям закрепиться. Самый действенный способ сделать это — метод научно-практических исследований и создание творческих проектов.
На вопрос о своём самом большом достижении на данный момент мальчишки, не сговариваясь, называют второе место на региональном чемпионате «JuniorSkills», которое они привезли в ноябре 2016 года из Сургута. Их совместный интерес к научно-техническому творчеству, умение конструировать и оживлять модели с помощью высоких технологий получил высокую оценку экспертов, а школьникам дал стимул стремиться ещё выше и узнавать как можно больше.

Развитие искусственного интеллекта и инновации в работе с компьютерными данными в ближайшие годы потребуют от человека новых навыков, а стало быть, изменения в обучении подрастающего поколения необходимы уже сегодня. Внедрение проектной деятельности, в том числе IT-технологий, робототехники, по мнению педагогов нижневартовской школы №2, позволит школьникам приобрести необходимые знания. Опыт показывает, уже сегодня проектная деятельность стимулирует развитие интеллекта детей и подростков, благотворно отражаясь на творческом и научно-техническом потенциале подрастающего поколения.

-Первой серьёзной проверкой для ребят стало участие в научно-практической конференции «Сегодня — юные техники, завтра — ведущие инженеры», — подключается к разговору наставник ребят, педагог  по информатике школы №2 Яна Хисамутдинова. -  Специально для этого мы и разработали проект «Космическая экспедиция», были созданы робот-селеноход и любимец всех детей робот Валли, который, к слову, принёс нам первое место на фестивале робототехники в ЦДиЮТТ «Патриот».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17