Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

25.05.2016 11:33 Среда
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 92 (6676) от 25.05.2016 г.

Время вундеркиндов не прошло

Автор: Людмила Подройкова

Фото Дениса Пашкова

Каким образом взрослые могут помочь ребёнку уже с детсадовского возраста стать уверенным в себе, инициативным и самостоятельным? Можно ли научить малыша управлять своими эмоциями и чётко выражать свою волю? Два года назад в Нижневартовске началось внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта в дошкольных организациях (ФГОС ДО). Сегодня 52 дошкольные образовательные организации города участвуют в процессе внедрения ФГОС. По замыслу разработчиков, главной целью дошкольного образования должна быть не подготовка к школе, а развитие индивидуальности каждого ребёнка. Насколько эффективна предложенная министерством методика, нижневартовские специалисты дошкольного образования обсудили на координационном совете. Речь шла не только о том, каких результатов удалось достигнуть, но также о некоторых трудностях.

Стандарт не означает однообразие

О том, как сочетаются два таких противоположных понятия — «стандарт» и «индивидуальный подход», мы спросили у начальника управления общего и дополнительного образования департамента образования администрации Нижневартовска Елены Шемелиной. «В данном случае стандарт нацеливает на создание условий в соответствии с возрастными особенностями и индивидуальными склонностями ребёнка, — уточнила Елена Валентиновна. — Воспитателям предложили отказаться от любых форм и методов школьной модели обучения, которые использовались в детских садах. Познание мира происходит не в процессе занятий, напоминающих школьные уроки, а через игру — то есть вид деятельности, присущий детям этого возраста. В дошкольных учреждениях Нижневартовска к настоящему времени уже сформирована материально-техническая база для работы по новым стандартам, педагоги повысили свой профессиональный уровень, образовательные программы приведены в соответствие с требованиями стандарта.

По мнению специалистов, успех ФГОС ДО напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания между воспитателем и родителями. Поэтому они стремятся ознакомить членов семьи с программами, которые применяются в детском саду, в той группе, которую посещает их ребёнок. Как отметила начальник дошкольного отдела Татьяна Ревкова, стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей. Нельзя сравнивать уровень развития одного ребёнка с развитием других его сверстников, потому что все дети разные, даже если они одного возраста, и даже если они из одной семьи. Ориентирами для педагогов и родителей являются социально-нормативные и психологические характеристики самого ребёнка, то есть, насколько он сам изменился: стал ли более инициативным и любознательным, повысилась ли его самостоятельность и уверенность в себе, как развивались его творческие способности — например, в рисовании, в конструировании и т.п.

Одним из основных рисков введения ФГОС ДО, на которые указывают авторы, считается «столкновение» принципов стандарта с установками родителей, которые до сих пор считают, что дошкольные организации обязаны готовить детей к школе. Ожидания подобного рода остаются и у педагогов начальных классов. Действительно, никто не отменял необходимость того, что ребёнок должен быть подготовлен к следующему уровню образования. Однако вся система ФГОС ДО прежде всего направлена на развитие у дошкольника мотивации к обучению, чтобы у него появилось желание познавать новое.

Одно из ключевых положений ФГОС ДО: «Не ребёнок должен быть готов к школе, а школа — к ребёнку». К сожалению, пока это случается не всегда. «На мой взгляд, начальная школа сегодня ещё не готова принять и обучать детей с ограниченными возможностями здоровья, — поделилась своим мнением заведующая детсадом компенсирующего вида №77 «Эрудит» Елена Ахтямова. — Наши сотрудники стараются раскрыть потенциал каждого ребёнка, развить его коммуникативные, физические и психические возможности. Однако школьная среда в целом остаётся некомфортной для таких детей». Это как раз один из тех вопросов, который остаётся проблемным, и над решением которого надо ещё работать, подчеркнула Елена Шемелина.

Детство - это увлекательная игра

Понятно, что ожидать сиюминутных результатов от внедрения ФГОС ДО не стоит, тем более что до 1 января 2016 года был установлен переходный период.

В ходе дискуссии специалисты обменивались опытом, как подготовить детей в школе, избегая школьной методики. В самом деле, если к выпуску из детсада ребёнок не умеет читать, писать, считать, в чём же тогда прогрессивность ФГОС ДО? Ведь многие годы предметом гордости пап и мам был как раз тот факт, что их чадо в возрасте 4-5 лет знает все буквы, а уж если сам читает!.. Однако новый образовательный стандарт вовсе не означает, что до самой школы наши ребятишки не будут знать буквы и цифры. «Ребёнок учится, знакомится с окружающим миром через игру и общение, — объясняет Татьяна Ревкова. — Точно так же первые навыки счёта и письма, чтения и рисования войдут в мир ребёнка через детские виды деятельности».

В подтверждение этого сотрудники детсада №25 «Семицветик», где проходила работа координационного совета, продемонстрировали участникам и гостям встречи мастер-классы по организации занятий, разработанных по принципам ФГОС ДО. В группе Светланы Горбатенко самые маленькие дети в возрасте от 3 до 4 лет, и свою задачу воспитатель видит в том, чтобы выявить их интересы. Она предложила малышам несколько вариантов, а уж они выбирали себе занятие по душе. Среди игрушек Варвара отыскала обезьянку и рассказала, что её нужно угощать бананами. А Платону нравится медведь, потому что он любит мёд и быстро лазает по деревьям. Внимание других ребятишек привлёк пластмассовый конструктор. Из его деталей Василиса смастерила яркий цветок, а рядом мальчик собирал машину. Тем временем двое друзей заинтересовались книжками и, удобно устроившись в креслах, с увлечением разглядывали картинки.

В группе воспитателя Эльвиры Имамутдиновой дети постарше, им от 4 до 5 лет, и у них уже другие интересы. Основная часть занятия проходила в центрах активности. В одном — занимательная математика, в другом — наука, в третьем — искусство. Часть ребятишек сосредоточилась на изучении разных геометрических фигур, потом дети группировали их по характерным признакам — треугольники в одну сторону, квадраты в другую. А заодно и посчитали. В это время другие их сверстники собирали героев знакомой сказки. «Для детей это игра, при этом я старалась направить их на поиск самостоятельных решений. Мы учимся сообща обсуждать проблемы и слушать друг друга, не перебивая, — объясняет педагог. — Использование таких методов помогло в игровой форме реализовать цель моего занятия — закрепление элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности».

Оба воспитателя в процессе занятий поддерживали познавательный интерес детей. Робких подбадривали, чаще хвалили, чтобы закрепить эмоциональный настрой на успех. А в конце ребятишки наперебой хвалились, что интересного и нового они узнали.

Не только пилоты стремятся к высотам

И совсем не случайно специалисты дошкольного образования собрались на координационный совет в детском саду №25. «Семицветик» стал пилотной площадкой по внедрению и реализации ФГОС ДО в Нижневартовске. «Мы прожили в рамках стандарта два года, уже есть первые результаты. Наш опыт был представлен на окружном уровне, и теперь наше учреждение определено региональной инновационной площадкой по внедрению ФГОС в дошкольных организациях Югры», — сообщила заведующая детсадом Валентина Вечипольская. — Создание проблемных, целевых и творческих групп обеспечило погружение каждого педагога в новую образовательную среду, желание применять современные методы. В текущем учебном году запланированы и проведены методические семинары по внедрению более чем 10 инновационных технологий». По мнению руководства департамента образования, коллективу «Семицветика» удалось создать необходимые условия и привести учреждение в соответствие с требованиями стандарта.

Один из постулатов ФГОС ДО: «Стандарт может быть введён только в случае кардинальных изменений в системе дошкольного образования, которые не ограничиваются изменениями материальной среды и кадров. Прежде всего, «изменения должны произойти в наших головах, в осмыслении деятельности, технологий...». У нижневартовских специалистов есть твёрдая уверенность в том, что нововведения в дошкольном образовании позволят нашим детям в будущем стать успешными и мобильными в любых социально-экономических условиях.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.