Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

21.11.2016 11:35 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 217 от 18.11.2016 г.

А у нас одна задача - пробивать дороги поездам

Автор: Людмила Подройкова

Его ждали долго. В те годы при важных событиях принято было расстилать ковровую дорожку, но в этом случае была нужна стальная, потому что ожидали приезда не высокопоставленного чиновника, а первого поезда. #нижневартовск45

Прошёл год с тех пор, как 23 мая 1965 года первая разведочная скважина на Самотлорском месторождении разродилась фонтаном нефти, но оборудование для бурения, строительства и для жизни города по-прежнему приходило либо по воде — а навигация длилась недолго, либо по воздуху — что обходилось слишком дорого. Возведение стальной магистрали, соединившей впоследствии «большую землю» с Севером, началось в январе 1966 года, спустя год после того, как был отправлен первый танкер с нефтью. Тогда по решению Министерства транспортного строительства СССР в Тюмень передислоцировали управление «Тюменьстройпуть». Однако до Нижневартовска рельсы дойдут только через десять лет.

Работы выполнялись в тяжелейших условиях, среди болот, тайги и вечной мерзлоты. К тому же трасса пересекала большие и малые реки, чтобы их перешагнуть, возводили мосты. «Люди работали с интересом, даже с азартом, — вспоминал те годы руководитель компании «Мостострой-11» Валентин Солохин. — Иной раз приходилось напоминать бригадам, что их смена закончилась, а они просились ещё поработать». Валентин Фёдорович — знаменитый на всю страну мостостроевец. Регалий у ветерана-железнодорожника не счесть, на его счету свыше семи тысяч мостов — маленьких, средних, больших. Под его руководством уже в новом тысячелетии возведены уникальные мосты в Югре — через Обь и Иртыш.

Корчагинцы нового времени

Строительство железной дороги на отрезке Сургут- Нижневартовск велось с двух сторон. Укладку главного пути выполняли два коллектива: СМП-330 от Сургута и СМП-227 со стороны Нижневартовска. Все признавали, что СМП-227 оказался в наиболее трудном положении. Без преувеличения можно сказать, что на строительстве этой дороги молодёжные бригады повторили подвиг корчагинцев. Работали сутками, в мороз и пургу, в жару и в половодье, прокладывая рельсы сквозь тайгу, преодолевая реки и болота. Новая железная дорога была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой. За ходом работ следили не только в министерстве, журналисты центральных и областных газет писали сводки, репортажи: сколько километров уложили, какая бригада впереди. «Это правда, что в полотно железной дороги Сургут — Нижневартовск уложено 4000 кубометров грунта?», — пытаюсь уточнить у Анатолия Крупского. Сейчас он пенсионер, а в 70-е служил в строительно-монтажном поезде №227 и принимал непосредственное участие в строительстве железной дороги от Чумпаса до Нижневартовска — это около 200 километров. «Насчёт грунта не скажу, дорога проходит через такие болота, что и больше проглотят — не подавятся. А шпалы можно подсчитать, тут арифметика простая: длина одной рельсы 25 метров, под каждую пару укладывают 40 шпал, — рассказывает ветеран. — Многое приходилось делать вручную. Рельсы от Мегиона возил трактор «Кировец» — представляете, что это такое? Сколько он может взять за один рейс? И с какой скоростью двигается? А у нас соцобязательство — сдать объект досрочно». По словам другого ветерана, Валерия Сычёва, строительство железных дорог относилось к военным объектам, и хотя работал дорожным мастером, он тогда был в звании лейтенанта.

Первый поезд должен был приехать в Нижневартовск 7 ноября 1976 года, к 50-летию Октябрьской революции — такой подарок Родине решили сделать комсомольцы. Тогда лучшие комсомольско-молодёжные бригады СМП-227 возглавляли А. Дубовой, В. Малай, Ю. Конуров, с ними рядом прославленные коллективы С. Смирнова и Ф. Сараева. Немного не успели. Как рассказывают современники, 4 ноября сошёл с рельсов путеукладчик. На ликвидацию аварии выехали в полночь дополнительно две бригады и всё начальство. «5 ноября колонну СМП-330 и СМП-227 разделяли четыре километра, — писала газета «Тюменский комсомолец». — Путейцам помогали городские предприятия: САТК направляла свои машины, нефтяники делились скатами и тросами, мехколонны №55 и №15 командировали своих водителей для подвозки рельсов. На одной из них стояла дата: «9 октября 1976 года» — выходит, всего лишь шесть дней назад она вышла из проката. Вот это темпы!»

Уже на следующий день, 6-го числа в 16 часов на 146 километре забили «серебряный» костыль. Тут же состоялся митинг. Строителей поздравили первый секретарь Нижневартовского горкома партии С. Великопольский, главный инженер управления «Тюменьстройпуть» О. Шапошник, герой соцтруда буровой мастер Г. Левин. Однако день 7 ноября выдался совсем не праздничным — на 106 километре тепловоз сошёл с рельсов, говорят, болото сыграло злую шутку. Все силы были брошены на ликвидацию аварии, и главное событие пришлось перенести на неделю.

Гудок тепловоза разбудил тайгу

Протяжный торжествующий гудок тепловоза жители посёлка Молодёжный услышали поздним вечером 13 ноября. Озорной и радостный, он взбудоражил всех, в таёжном крае это был новый звук. Люди бежали к первому поезду, как на встречу с другом. Свидетели этого события рассказывают, что в ночь с 13-го на 14-е на всех полустанках от Сургута до Нижневартовска никто не сомкнул глаз. Волновались все: дежурные станций, путейцы, инженеры, мастера, начальники поездов и мехколонн. Для каждого первый поезд был своего рода экзаменом.

А в Нижневартовск первый поезд прибыл 14 ноября 1976 года. Шёл он медленно, со скоростью 14 километров в час, путь от Сургута занял 15 часов. Для машиниста ОВЭ управления «Тюменьстройпуть» В. Сивцева это были 15 часов напряжения, волнения, тревог. Состоялся многотысячный митинг. Красную ленточку перерезал заместитель министра транспортного строительства В. Горкуша. Медленно набирая скорость, состав с 26 гружёными вагонами осторожно двигался по новеньким рельсам. Люди обнимались, целовались, некоторые плакали от радости. С трудовой победой всех участников строительства поздравляли второй секретарь Тюменского обкома партии Г. Шмаля и первый секретарь Нижневартовского горкома С. Великопольский. Все выступающие подчёркивали, что железная дорога — это не просто рельсы и шпалы, это символ новой жизни северного края.

Первым делом - грузы, пассажиры - потом

Действительно, сегодня тысячи тонн различных грузов поступают на станцию «Нижневартовск». Благодаря мужеству и самоотверженному труду строителей-железнодорожников построена транспортная артерия, которая дала новый импульс развитию нефтегазового комплекса Западной Сибири и города Нижневартовска, а по большому счёту — и всей страны.

Но прежде чем открылось регулярное движение пассажирских поездов, прошло ещё четыре года. «Первый пассажирский поезд прибыл в Нижневартовск 6 января 1980 года, — рассказывает бывший начальник вокзала Владимир Кириленко. — Здание было деревянным, отапливалось плохо. В первую же зиму вокзал занесло снегом по самую крышу, пришлось из фанеры вырезать буквы и сделать надпись «Нижневартовск», вставили туда лампочки, чтобы люди и машинисты видели». Кстати, в то время билет до Москвы на самолёт стоил 50 рублей, а на поезд 17 рублей.

Железная дорога от Тюмени до Нижневартовска протяжённостью около 1000 км стала одной из самых важных строек в годы освоения нефтегазовых просторов Западной Сибири. Значение этой магистрали трудно переоценить, без неё достигнуть столь высоких темпов развития Самотлора было бы невозможно.

  • Сегодня от станции «Нижневартовск» ежедневно отправляются и прибывают 12 пар пассажирских рейсов, а недавно появился прямой рейс до Адлера. Ежегодно более 600 тысяч людей уезжают и приезжают в город по железной дороге, сообщил нынешний начальник вокзала Асхат Сиражиев.
  • В декабре 2001 года в первый рейс отправился фирменный поезд «Югра», а летом 2006-го начал курсировать второй состав. Оба поезда приобретены на средства окружного бюджета, интерьер вагонов украшен символикой Югры.
  • В 2002 году завершилось строительство нового вокзала в стиле хай-тек. 
  • В 2006 году в память о прибытии первого поезда на привокзальной площади установили макет тепловоза. Внизу на чёрном граните выбиты схема железнодорожной ветки и названия строивших её организаций.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.