Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

11.09.2015 17:35 Пятница
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 187 от 11.09.2015 г.

Будущие успехи начинаются в школе

Автор: Нина Левченко

Фото Михаила Плецкого.

Продолжением августовского совещания работников системы образования города стали прошедшие в сентябре секционные заседания, включившие в себя практикумы, мастер-классы и консультации по различным темам в соответствии с предметными областями. В них приняли участие педагогические работники школ и детских садов.

«Живая» математика

Третьеклассники (фото вверху) ушли с урока математики озадаченные. Им так и не удалось изобрести универсальный инструмент для измерения площади прямоугольника. Хотя идеи были озвучены. Как определять периметр знали все, от этого и отталкивались. Кто-то из ребятишек даже готов был измерить площадь класса крошечным квадратиком, вырезанным из тетради в клеточку. Но учитель Светлана Владимировна Сурдакова такого «самопожертвования» не приняла и предложила мальчишкам и девчонкам подумать над задачкой дома. Забегая вперёд, скажем, что на следующем уроке ребятишки, используя для более наглядного примера элементы конструктора, всё же «победили» эту загадочную площадь, определили единицу измерения и вывели математическую формулу.

А директор школы №2 Надежда Мартина, где в рамках секционного заседания проходил мастер-класс, обратила внимание присутствующих на то, что учитель не дал детям готовые ответы, но создал условия для того, чтобы третьеклассники в ходе исследования и обсуждения сами сделали маленькие открытия.

Директор школы уточнила, что выпускники Светланы Сурдаковой в старших классах без проблем усваивают геометрию, физику, становятся победителями олимпиад по разным предметам. И во многом это происходит благодаря неординарному подходу учителя к преподаванию математики. И не только. На природоведении можно увидеть, как детишки, вооружившись красными чемоданчиками, с увлечением исследуют в школьном дворе состав воздуха и воды. Для проведения таких исследований было приобретено славящееся своим качеством немецкое лабораторное оборудование. А вот прибор для определения силы дождя школьники изобретали сами.

«Дети учатся самостоятельно мыслить, исследовать предмет, делать выводы. И в дальнейшей жизни им любая сложная задача будет по плечу, так как они научены находить решение самостоятельно», — говорит Надежда Мартина. Такой точки зрения придерживается не только она, всё российское образование нацелено сегодня на развитие творческого потенциала и самостоятельного мышления у детей.

Секционное заседание, проходившее в школе №2, было посвящено обсуждению возможностей по повышению качества математического образования на всех уровнях обучения. Как отметила, открывая заседание, Надежда Мартина, утверждение о том, что для изучения математики нужны особые способности, неверно. Каждому ребёнку по силам освоить школьный курс этого предмета, просто его нужно преподавать так, чтобы ученики увидели красоту цифр и полюбили «царицу наук». А урок математики в третьем классе стал наглядным подтверждением тому, что изучение даже самого «сухого предмета» учитель может превратить в увлекательное занятие.

Дети рисуют музыку

О том, как в школах и детских садах развивается дополнительное образование, и какую роль оно играет в развитии интересов и способностей детей, шёл разговор на секционном заседании, проходившем в детском саду «Росинка». Директор учреждения Рамзия Ротова рассказала гостям о том, какая образовательная среда создана в их детском саду и какие дополнительные платные услуги получают малыши. А их здесь достаточно большой перечень: оздоровительных, развивающих, обучающих и коррекционных.

Об опыте внедрения дополнительного образования в своих учреждениях рассказали педагоги лицея, гимназии №1, школ №№7, 32 и 31. Заместитель заведующего по внешкольной работе лицея Ольга Ращупкина отметила, что у них дополнительное образование в большей мере направлено на более глубокое изучение школьных предметов. А учитель биологии школы №32 Надежда Бушуева активно использует элементы дополнительного образования в предпрофильной и профильной подготовке старшеклассников. Школьники, выбрав химико-биологическое направление, бывают на экскурсиях в поликлиниках, аптеках, больницах. Встречаются с медицинскими работниками, экологами, всё это помогает им определиться с выбором будущей профессии.

«Рисуем музыку» — так называется один из проектов, который представила учитель музыки школы №31 Марина Савельева. Он предназначен для развития талантов детей в начальной школе.

Судя по прозвучавшим выступлениям, в школах и детских садах города накоплен большой опыт по организации дополнительного образования разной направленности.

И, пожалуй, главным итогом работы секционного заседания стало заключение о том, что дополнительное и основное образование могут стать равноправными участниками единой образовательной среды.

Равные возможности, без ограничений

У входа в школу №42 недавно появился новенький пандус. Как рассказала директор учреждения Галина Гасымова, к ней обратились родители с просьбой принять в первый класс ребёнка, передвигающегося на инвалидной коляске, а для такого особого ученика нужно создать определённые комфортные условия. И пандус — это лишь малая часть того, что подразумевает под собой такое понятие, как универсальная безбарьерная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья. Предусмотреть нужно многое. В учебных кабинетах и столовой школы расширены дверные проёмы, установлены тактильные указатели для слабовидящих, завершается строительство специального лифта. Комфортная среда предполагает также наличие специального медицинского и учебного оборудования. Сегодня во многих учреждениях образования города приобретены комплекты мебели для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, компьютерные комплексы для слабовидящих.

Для Галины Гасымовой тема инклюзивного образования, создающего свободный доступ к обучению детей с инвалидностью, не нова. На базе школы №42 создан и действует Ресурсный методический центр, работа которого направлена на совершенствование профессиональной компетенции педагогов образовательных учреждений, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому в рамках проходившего здесь секционного заседания разговор шёл о том, как сформировать комфортную среду для детей с разным уровнем здоровья и о профессионально-личностной готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами.

Как отметила в своём выступлении учитель школы №29 Татьяна Родионова, не всякий педагог готов работать с особенными детьми, в частности, в тех случаях, когда речь идёт об отклонениях в интеллектуальном развитии. В вузах система обучения будущих педагогов выстроена так, что инклюзивному образованию уделяется недостаточно внимания. И учителям требуется дополнительная подготовка для того, чтобы правильно оценивать знания и достижения своих подопечных, быть уверенными в успешности обучения. По словам Татьяны Родионовой, сегодня на федеральном уровне разрабатываются специальные программы для обучения педагогов. А пока они не внедрены, нижневартовские образовательные учреждения обмениваются уже наработанным опытом.

Галина Гасымова предложила участникам секции в течение года организовать выездные заседания Ресурсного методического центра в образовательные организации, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами. В числе которых она назвала школы №39 и №1. Инициатива была поддержана единогласно.

На мастер-классах участники заседания разделились по интересам. Одни — рисовали пластилином. Воспитатель детского сада «Эрудит» Юлия Риттер не только рассказала собравшимся о пластилинографии, как средстве формирования творческих способностей у дошкольников, но и предоставила возможность убедиться в этом на практике. И тут выяснилось, что взрослые тоже с большим увлечением лепят из пластилина, и фантазия у них работает с размахом.

Не менее популярным у участников секции стал также мастер-класс, на котором учитель школы №42 Елена Захарова рассказала и показала возможности дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.