Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

20.06.2015 09:20 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 119-120 от 20.06.2015 г.

Фашистам, видно, не спалось

Автор: Людмила Подройкова

Четыре поколения семьи Побочных хранят память о войне. Фото из семейного альбома наших героев.

«Двадцать второго июня, ровно в четыре часа...». С этих слов начинается  известная песня «Синий платочек». Однако в ней есть фактическая неточность: война началась часом раньше.

Хотя Молотов в своей речи по радио тоже назвал это время. На самом деле первые бомбы обрушились на мирно спящие города Севастополь и Одессу в 3 часа.

Из памяти не вычеркнуть

В 3 часа 7 минут командующий Черноморским флотом получил приказ Кремля «встретить самолёты огнём противовоздушной обороны флота». В 3.30 начался налёт немецкой авиации на города Белоруссии. Ещё через 3 минуты в Москву пришло донесение о бомбовых ударах по территории Украины. В 3.40 вражеская авиация обрушилась на Каунас и другие города Прибалтики. А в 4 часа 10 минут начались боевые действия немецких войск на сухопутных участках границы от Чёрного моря до Балтийского. Такова хронология первых полутора часов войны. Как известно, ночь на 22 июня самая короткая в году. Гитлеру, как видно, не спалось…

Сегодня газета «Варта» публикует воспоминания старожилов нашего города Надежды Александровны и Александра Фетисовича Побочных. Перед началом войны Надежда с родителями жила в белорусском городе Пинске Брестской области — это на самой границе с Польшей. Ей тогда было семь лет, но память до сих пор хранит отдельные картины первых дней войны и события последующих четырёх лет. Александр Фетисович родился за сотни километров от границы, на Луганщине, но в то же утро немецкая авиация бомбила и там. Многое из того, что было непонятным для детского сознания, они уяснили позже из рассказов родителей.

Партизанский фронт

- Мы тогда жили на советско-польской границе и, конечно, знали, что в соседней Польше уже больше двух лет шла война. (Напомним, Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года, когда германские войска вторглись в Польшу). Но когда над Пинском появилось несколько самолётов, люди не сразу поняли, что это вторжение врага. Многие считали, что это свои, потому что недалеко от Пинска был военный аэродром. Я видела, как в воздухе загорелись два самолёта и упали на соседнем поле. Вероятно, несколько наших лётчиков успели подняться, но их сбили немцы. Позже слышала разговоры, что на лётном поле остались только изувеченные каркасы самолётов — десятки боевых машин сгорели. И военный городок, в котором жили лётчики с семьями, фашисты тоже разбомбили. В то же утро — это было воскресенье, 22 июня 1941 года — немецкие самолёты сбросили несколько бомб на территорию судоремонтного завода.

Потом на улице появились немецкие солдаты, они заходили в дома и выгоняли людей на улицу. На моих глазах расстреляли три семьи евреев, живших недалеко от нас. До сих пор, как вспомню об этом, стоит в ушах крик детей и женщин. Местных жителей заставили погрузить тела убитых и раненых на телегу и увезти. Люди говорили, что закопали даже тех, кто ещё был жив. (Рассказывая эту историю, Надежда Александровна не могла удержать слёз).

Через несколько дней фронт удалился вглубь страны, но появилась немецкая комендатура и полицаи из местных. Среди них разные были: одни зверствовали, перед немцами выслуживались. А некоторые соглашались на эту позорную должность, чтобы под таким прикрытием своим помогать. В первые же дни войны в пинских лесах сформировался партизанский отряд, я об этом уже после войны узнала, когда стала взрослой. Недалеко от нас железная дорога проходила, там партизаны мост взорвали, так немцы после этого всю соседнюю деревню расстреляли — такие вести быстро разлетались. Отец подолгу не бывал дома, и только позже я узнала, что он и его сестра Анна были связными, а дядя и четверо их сыновей сразу ушли в партизанский отряд. В лес немцы боялись соваться, а в деревнях и городах лютовали. Много людей погибло.

День первый. Бомбили прицельно

Немецкие самолёты появились над Луганщиной минут на тридцать позже, чем в приграничной зоне. По мнению Александра Фетисовича, у немцев или разведка хорошо сработала, или предатели с нашей стороны были, потому что вражеская авиация бомбила прицельно: по железнодорожной станции, по шахтам, по заводским корпусам. От взрыва снарядов земля дрожала, в домах звенели стёкла. В такие моменты мама хватала их с братом, прижимала к полу и закрывала своим телом. Отец работал на железной дороге, и в первый год войны его на фронт не взяли, кому-то же нужно было составы отправлять. «Домой он приходил редко, может раз в полмесяца. Я так и запомнил навсегда прикосновение небритой отцовской щеки и запах мазута, когда он брал нас в охапку и обнимал, — дрогнувшим от нахлынувших воспоминаний голосом рассказывает немолодой мужчина. — А в 1942-м отцу пришла повестка на фронт, и больше мы его не видели. Где погиб, где похоронен — неизвестно, в ту войну много таких было».

Если б не было войны

- Моего старшего брата Володю и ещё многих парней и девушек немцы в первые же дни войны угнали в Германию, а младшего брата Стёпу не тронули, — продолжила разговор Надежда Александровна. — Наша семья до войны жила в достатке: у нас был свой дом, несколько гектаров земли, огороды, сенокосы. Мы жили не в самом Пинске, а в пригороде, сейчас он называется Берёзовичи — примерно как Старый Вартовск. Немцам наш дом приглянулся, так они нас попросту выгнали. Мы сначала жили в сарае, а потом выкопали землянку во дворе, Стёпа там печку соорудил, но толку от неё было мало. От переживаний и тревог за нас, детей, и за отца мама заболела. Да ещё и сырость в землянке, зимой холод — мы тогда все часто болели. А потом маму парализовало, и она 18 лет пролежала, так и не смогла поправиться. С тех пор все домашние дела — готовить, стирать, корову доить — легли на меня, а мне тогда всего 10 лет исполнилось.

Четыре года в концлагере и пять лет армейской службы

- От Володи долго не было никаких вестей, — рассказывает о судьбе брата Надежда Александровна. — И только когда он вернулся домой в 1950 году, мы узнали, что в Германии ему пришлось батрачить на бюргера. Хотел сбежать, с ним ещё двенадцать человек, но их поймали и в концлагерь отправили. Что жив остался — это чудо, конечно. Когда наши солдаты лагерь освободили, всех заключённых поездом повезли в Советский Союз, а на полпути, кажется, в Венгрии, была проверка, и тех, кто покрепче, в Красную Армию взяли. В общем, Володя 5 лет отслужил.

В белорусских лесах после войны остались бандиты, они ещё долго не давали покоя мирным жителям. Узнали, что отец был связан с партизанами, хотели убить его. Пришли ночью, вызвали на улицу, выстрелили и убежали. К счастью, рана оказалась не смертельной, но здоровье было подорвано. Партизанская жизнь, когда приходилось часами на земле или в снегу лежать, не прошла бесследно: у него мучительно болели суставы, не давал покоя кашель.

В Нижневартовск с тремя детьми Александр Фетисович и Надежда Александровна приехали в 1973 году. Глава семейства около 30 лет строил лежнёвые дороги и кусты для буровых на Самотлорском месторождении, его жена работала в НГДУ имени Ленина. В прошлом году супруги скромно отметили 65-летие совместной жизни. У них трое внуков и двое правнуков. Молодое поколение уважает старших и помогает во всех делах. Взрослые внуки вместе с дедом выезжают на охоту и рыбалку. «Муж у меня работящий, мы всё делаем вдвоём, только на охоту и рыбалку ходит без меня», — улыбается Надежда Александровна. Дочки, внучки и правнучка любят посекретничать с бабушкой. И правду о войне в этой семье передают из поколения в поколение.

Страшные цифры потерь

За время оккупации Луганской области гитлеровские палачи расстреляли, повесили, замучили в застенках свыше 100 тысяч жителей и военнопленных,

в том числе женщин, детей, стариков. На принудительные работы в Германию было отправлено около 72 тысяч юношей и девушек, где они подвергались изнурительному труду и надругательствам. Мало кто из них остался в живых. В сентябре 1943-го в ходе наступательных боёв Красной Армии территория была полностью освобождена от фашистских захватчиков.

Историческая справка

Именно в Пинске 22 июня 1941 года был создан первый партизанский отряд, который уже 26 июня участвовал в боях вместе с частями Красной Армии. Его возглавил заведующий

сектором обкома партии Василий Корж. За время войны партизаны под его командованием уничтожили более 26 тысяч фашистов, взяли в плен 199 вражеских

офицеров и солдат, подорвали 464 эшелона, уничтожили 86 танков и бронемашин,

770 автомашин, взорвали 279 мостов, разгромили 32 немецких гарнизона.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.