Меню
12+

СМИ "Газета Варта-24"

23.10.2015 15:26 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 218 (6537) от 24.10.2015 г.

История одной барки, или Из Средневековья в наше время

Автор: Юлия Насонова

Фото из фондов Нижневартовского краеведческого музея им. Т.Д. Шуваева

Нынешней осенью в Нижневартовске произошло, без преувеличения, историческое событие. Прошли раскопки уникального артефакта — Кирьясской барки. Это огромное деревянное судно, которому, по оценкам археологов, не менее трёх веков. О неординарности находки говорит тот факт, что ещё несколько лет назад федеральные власти признали барку объектом культурного наследия.

Корабль-загадка

Фото Александра Злобина

«Кирьясская барка — уникальный памятник древнего судостроения периода позднего Средневековья Севера Руси», — говорит заместитель директора ООО «НПО «Северная археология-1» Сергей Кухтерин. В значимости археологической находки сомнений не возникало со времени её обнаружения. Но после раскопок профессионалы сделали вывод, что барка более древняя, чем они предполагали ранее. Сначала её датировали XVIII веком, теперь считают, что она бороздила сибирские реки в XVII столетии. «Об этом говорит характер строения судна, — поясняет главный хранитель Нижневартовского краеведческого музея им. Т.Д. Шуваева Наталья Катаева. — Металла использовано совсем немного, основной материал — дерево».

Кирьясская барка — настоящий подарок для исследователей истории флота. Деревянных судов в такой хорошей сохранности до сих пор археологи не находили. Обычно всё, что видели историки, это фрагменты кораблей, выбрасываемые на берег штормами. «Флот в те времена был сильно развит, однако о том, каким он был, информации мало, — рассказывает Сергей Кухтерин. — Нам многое известно о военном петровском судостроении, а вот о допетровском периоде — практически ничего». Кирьясская барка может дать ответ на многие вопросы. Но это дело будущего. Пока же поднятое судно во многом загадка. 

Как оно оказалось в протоке Кирьяс? Предполагается, что судно было грузовым и ходило по древнему торговому пути. Возможно, из Тюмени или Тобольска в Томск. По какой-то причине барка зашла в протоку, лежащую в стороне от обычного маршрута. Возможно, судно причалило из-за пробоины, которая явно видна на извлечённом корпусе. А может, наши предки просто решили половить рыбу и пополнить запасы провизии в лесу. Пока можно только предполагать.
По поводу того, что везла барка, тоже есть разные версии. «На судне было найдено много кирпичей. Возможно, они и были товаром для торговли», — говорит Наталья Катаева. Сергей Кухтерин считает, что кирпичи — это часть печки, которая была на судне и постепенно разрушилась. А везли сибиряки, вполне возможно, чугун.

Разгадать загадки барки исследователям должны помочь находки, сделанные на месте раскопок. Помимо самого судна археологи и их помощники вывезли около 200 предметов — части кувшина, пеньку, гвозди, лопату, крышку от медного чайника и многое другое. Однако, что примечательно, среди этих предметов практически нет тех, которые позволяют окончательно уточнить возраст судна, говорит Сергей Кухтерин. Старая барка крепко хранит свои тайны, но, уверены, рано или поздно они будут раскрыты.

Спасибо рыбаку!

Фото из фондов Нижневартовского краеведческого музея им. Т.Д. Шуваева

В Кирьясской барки длинная история, и часть её принадлежит современности. «Барка была обнаружена в 1997 году, — рассказывает Наталья Катаева. — Местный житель Валерий Котлобай рыбачил в районе протоки Кирьяс. У берега острова он увидел нечто необычное — торчащие ровным рядом из берега доски. Как оказалось позже, это был правый борт деревянной барки. Он сообщил о находке в музей».

В тот же год сотрудники музея выехали на место, указанное Валерием Котлобаем, и обнаружили судно. Точнее, его часть. Корма была на виду, а левый борт и нос полностью находились в земле. За время, пока барка лежала здесь, над ней успели вырасти деревья. С этого момента началось исследование находки.

В течение двух лет работники музея совместно с привлечёнными специалистами из Проблемной научно-исследовательской археологической лаборатории Уральского государственного университета выезжали к барке. Уточнили размеры судна. Они оказались весьма внушительными. 34 метра в длину и 9-11 в ширину. Для сравнения, прогулочный теплоход «Москва» немногим длиннее старинного корабля. А в ширину он его превосходит.

Барка находилась в неплохой сохранности, её можно было поднять из земли, но возникал вопрос: как? Раскопки и транспортировка такого огромного артефакта — это большие затраты. Из-за отсутствия средств барка долгие годы оставалась там, где её нашли. Сотрудники музея не теряли надежды, участвовали в конкурсах на получение грантов на проведение раскопок, но — увы — сдвинуть дело с мёртвой точки не удавалось.

А между тем вода, воздух, низкие температуры делали своё дело. Краеведы, выезжающие к находке, с каждым годом находили новые признаки разрушения. «Правый борт, который находился в воде, пострадал больше всего, — продолжает Наталья Катаева. — Часть досок отломилась, и их унесло течением. Свою лепту внесли люди. Судно хотя и находилось вдалеке от населённых пунктов, но было доступно для вандалов. В 2012 году мы обнаружили неподалёку от барки отпиленную от неё палубную доску. Её использовали в качестве мостков». В этом году ситуация наконец изменилась. ООО «НПО «Северная археология-1» выиграло грант окружного правительства на проведение раскопок.

У древнего судна есть будущее

Фото Александра Злобина

Как рассказывает руководитель экспедиции Анна Скоробогатова, команду для раскопок собрали в рекордные сроки. Помимо археологов в неё вошли волонтёры из Нижневартовска и из других городов России. Уникальная находка вызвала интерес как у профессионалов, так и у любителей истории. Судно откопали за две недели. «Начинали с раскорчёвки, — рассказывает участвовавшая в экспедиции Наталья Катаева. — Находящиеся в земле части лодки были опутаны корнями деревьев. Нужно было их аккуратно удалить, чтобы продолжать работу».

По окончании раскопок перед членами экспедиции встала новая проблема — как транспортировать барку. Средств, выделенных на раскопки, на это не хватило. На выручку пришёл нижневартовский бизнесмен Александр Петерман. Он взял на себя эти расходы. Перевезти судно целиком было невозможно, поэтому его разобрали на части. Сейчас оно находится в Нижневартовске, в специальном помещении, выделенном администрацией города. «Барке сейчас нужны естественные условия, чтобы дерево высохло, — поясняет Анна Скоробогатова. — Её обработали специальным составом, предотвращающим порчу древесины».
Затем Кирьясскую барку ждёт так называемая консервация, после которой она будет готова стать экспонатом краеведческого музея. Постоянным местом «прописки» артефакта станет архивно-музейный комплекс, который в будущем появится в районе Комсомольского озера. Барка займёт место на первом этаже музейного здания. Павильон будет построен таким образом, чтобы со второго этажа её можно было рассмотреть во всех подробностях.

Познакомиться с Кирьясской баркой можно будет ещё до открытия музейного комплекса. Во время раскопок специалисты из Томска произвели 3D-съёмку деревянного судна. Сейчас они работают над созданием объёмной модели барки. Её можно будет увидеть в здании Нижневартовского краеведческого музея на улице Ленина, 9/1, когда оно откроется после капитального ремонта.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.